Валютное днище иностранных бензобаков

Приносят ли литовцы убытки белорусским автозаправкам?

Приносят ли литовцы убытки белорусским АЗС?

Стоимость «бензобака» обновилась за последнее время во многих странах ЕС. Истинными европейцами в этом смысле почувствовали себя и белорусские автовладельцы. Подорожанию солярки и бензина, мягко говоря, не обрадовались, а о причинах недоумевают многие. Выкладки «Белнефтехима», опубликованные на официальном сайте концерна, для полного понимания доступны лишь посвященным в тонкости функционирования топливного рынка. Действительно, с первого раза не совсем ясно, почему отсутствует прибыль у нефтепереработчиков при внутренних поставках при беспошлинной российской нефти.

Полностью разделяю грусть участников движения «Стоп бензин»: кататься на собственных колесах стало дороже. Но не могу понять их упорных терзаний «Белнефтехима» с требованием объяснить принципы ценообразования на топливо. Оно простое, точно грабли: стоимость нефти + затраты на ее переработку + налоги + акциз. Эта формула цены углеводородного литра на любой заправке в мире: и в Нью-Йорке, и в Риме с Парижем, и в соседних Варшаве, Вильнюсе и Риге. Но вернемся к белорусскому бензобаку, а точнее – низкой рентабельности внутренних поставок. Она зависит не только от цены барреля, но и от изъятий государства, и прежде всего величины акциза. Спору нет: в республике он далеко не самый низкий в Европе, хотя и не самый высокий. К тому же привязан к объемным показателям. Сумма подлежащих уплате акцизов зависит не от прибыльности нефтеперерабатывающего бизнеса, а от количества проданных тонн. Вот и получается невеселый для производителей топлива пасьянс: нефть ползет вверх, себестоимость готовой продукции – вслед за ней, розничная цена фактически фиксируется государством, а акциз остается неизменным: в итоге прибыли не остается. А иногда и убытки вырисовываются.

Кстати, акциз на нефтепродукты проиндексировали в начале года на 8 %. Но тогда мало кто мог предположить длинную и кровавую заваруху в Ливии, лихорадку на мировом нефтяном рынке, растущие цены. Баррель уже перевалил за $ 100, а еще пару месяцев назад многие эксперты утверждали: даже $ 80 — под большим вопросом.

Информацию о налоговой нагрузке и ее влиянии на стоимость топлива на заправках концерн «Белнефтехим» комментирует скупо, соблюдая корректность. Устанавливать размер акцизов – удел Министерства финансов и правительства. С бытовой точки зрения не мешало бы снизить претензии государственной казны к нефтепереработчикам. Но из каких источников компенсировать поступления в бюджет?! Как откровенно заметил недавно министр экономики Николай Снопков, акцизные поступления играют значительную роль в формировании доходной части казны. Аналогично в конце прошлого года высказался и тогдашний заместитель премьер-министра Андрей Кобяков, выступая перед парламентариями. Дефицит бюджета-то необходимо сокращать, причем на фоне либерализации налогового законодательства для повышения инвестиционной привлекательности. Снижение того же налога на прибыль, фискальных каникул для вновь создаваемых предприятий и другие послабления дают отдачу, но через 1—2 года. А та же социальная сфера требует расходов сегодня. Можно на ней отыграться, но что скажут те же владельцы автомобилей, когда государство перестанет содержать медицину, образование, поддерживать модернизацию производств?! Давайте реально смотреть на вещи: Министерство финансов – не волшебный садовник, который выращивает деньги на грядках при помощи волшебной палочки. Действует непреклонный закон сообщающихся сосудов: если не доплатили по одному счету, придется переплачивать по другому. «Ну и пусть появится в стране несколько тысяч безработных, но бензин останется дешевым», — рубанут сплеча иные циники, надеясь попасть в число счастливчиков, которые останутся владельцами колес, а не трудовой книжки. Но в том-то и состоит одна из задач государства — не допускать крутых дисбалансов в обществе. Проблему наполнения бюджета тонким слоем «разделили» на всех владельцев автотранспорта. В принципе, решение справедливое.

Ради той же справедливости хочется кинуть камушек и в огород «Белнефтехима», который упорно говорит о «необходимости защиты внутреннего рынка». Мол, литовцы в массовом порядке вывозят отечественное топливо, снижают возможности НПЗ по экспорту. Вопрос, конечно, интересный. Дело в том, что в отличие от белорусов заграничные покупатели платят за «потребительские углеводороды» валютой. А ее-то нынче в стране и не хватает. Иностранные покупатели выгодны, если не предприятиям концерна «Белнефтехим», то государству в целом. В розницу на наших АЗС тонна, скажем, дизельного топлива стоит более $ 1200. А по экспортным контрактам в районе $ 700, из которых еще почти $ 300 придется отдать пошлины в российский бюджет. Почему такая разбежка? Причина все в том же законодательстве. Заправляясь белорусским бензином в Вильнюсе, литовец уплачивает акцизы в бюджет своей страны, а если приехал на нашу АЗС – Беларуси.

Поэтому в песне про защиту белорусского рынка от «набегов иноземцев» «Белнефтехим» несколько выпячивает свои отраслевые интересы. Вполне нормальная и логичная позиция, что не мешает ей вступать в противоречие с некоторыми общегосударственными интересами. С точки зрения прибыльности НПЗ выгодно работать по западным контрактам, но финансовой системе страны в целом предпочтительнее продажа иностранцам топлива в розницу на своих АЗС. Возможно, в этом месте и необходимо искать какой-то компромисс. «Бензиновый» туризм заманивает в Беларусь выгодных покупателей. Им не палки в колеса надо вставлять, а покрышки смазывать и предлагать как можно больше белорусских товаров приобрести: продуктов питания, одежды… Платят-то полновесной валютной монетой! Глядишь, и внешнеторговое сальдо подравняется. Тащат же белорусы из ЕС, якобы для личного пользования, ноут-буки и телевизоры, другую технику и потребительские товары. И объемы таких поступлений, вполне легальных с точки зрения закона, очень волнуют отечественную экономику. Зачем же работать только на «вход», когда есть возможность наладить «двустороннее движение».

Естественно, даже после повышения цен в Беларуси, для прибалтийских водителей наш бензин все равно кажется дешевым. Но он становится дорогим по сравнению с российским, за который в среднем берут 23—24 «местных» рубля за литр АИ-92 – 2500—2700 в пересчете на наши денежные единицы. Правда, по курсу Национального банка. В любом случае создается потенциальная разница в 25 центов на литре. Ее вполне достаточно, чтобы жители восточных белорусских регионов переключились на заправки Смоленщины и Брянщины.

Но, как бы там ни было, во всех государствах, не обладающих собственными запасами нефти, топливо дорогое. Мировая реальность, с которой придется как-то уживаться. Пора приучаться мимикрировать к тенденциям эпохи, брать пример с европейцев. Ибо, как пошутил один знакомый, в «ближней» Европе белоруса узнаешь… по машине. Выделяемся мы большими автомобилями по сравнению с поляками и литовцами, предпочитающими «малышей»: легче транспорт – меньше его аппетит…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter