Валютная просека

Белорусские леспромхозы почти удвоили экспорт древесины

Белорусские леспромхозы практически удвоили экспортные поставки древесины

Для одних нынешняя экономическая ситуация — это выросший курс доллара-евро и трудности с покупкой валюты. Для других — это время взлета, золотой час для экспорта и роста экономического благосостояния предприятия. Лесопромышленники не скрывают: отгрузка древесины за рубеж ведется круглую неделю, без выходных и праздников. Ведь каждый из этих дней, как в пословице, год кормит.

— Нынешней весной древесина выросла в цене на внешних рынках почти на 20 процентов. Рост курса доллара и евро вкупе с относительно невысоким ростом цен на топливо и электроэнергию внутри страны дал отличную возможность увеличить доходность и заработать валюту. Упустить такую возможность было бы непростительно, — рассказывает «Р» Александр Юрков, директор Костюковичского леспромхоза. — Мои специалисты выезжают на лесозаготовку в 6 утра, а отгрузка и вовсе ведется в две смены без выходных. Люди работают на пределе возможностей, но и зарабатывают нередко по 3,5—4 миллиона рублей.

Директор не жалеет, что в конце прошлого года открыл новый цех по изготовлению доски. Трудно поверить, но последние 8 лет в районе она вообще не производилась — людям приходилось ездить аж в Краснополье. Теперь в этом нет необходимости. Предприятие закупило 2 импортные ленточные пилорамы и новейшее оборудование с лазерной настройкой. Станок обошелся почти в 15 тысяч евро, зато сейчас доска с филигранной подгонкой отлично реализуется не только дома, но и в странах Евросоюза. А 14 рабочих мест — как нашли. 

— Мы по-прежнему очень активно сотрудничаем с крупнейшими мебельными фабриками Беларуси, поставляя им лес-кругляк хвойных пород, а также сырье для производства фанеры. Что касается экспорта, в месяц грузим 65—75 вагонов, в три раза больше, чем в марте, — не скрывает удовлетворения Александр Юрков. — Вектор заказов очень широк: Польша, Прибалтика, Китай, Таджикистан… Иностранным партнерам интересны и балансовая древесина для целлюлозно-бумажной промышленности, и техсырье для плит МДФ, и обрезная доска. Пропорция же между внутренним и внешним рынком у нас сегодня составляет 70 на 30 процентов. 

Все знают, что мелкотоварная древесина — это второй и третий сорт. По сути, худосочная макушка дерева, которую трудно пристроить куда-то по приличной цене. Костюковчане из трех возможных вариантов выбрали оптимальный и умудрились даже из третьесортицы получать экспортное сырье. Сравните: кубометр дров на внутреннем рынке сегодня стоит 52 тысячи рублей, техсырье — 70 тысяч, а балансовая древесина, которую можно получить при грамотной разделке и продать за рубеж, — 28 евро по курсу. Ответ очевиден. 

В администрации леспромхоза не скрывают: вся валюта, вырученная от продажи, пойдет на укрепление материальной базы производства. В прошлом году, например, за эти средства купили 3 новых МАЗа-хлыстовоза и 2 трелевочных трактора. В этом валютные поступления леспромхоза перевалили уже за полмиллиона евро. Обновки обещают быть серьезными. 

 — Единственная проблема, которая периодически дает о себе знать в этом сезоне, — нехватка вагонов для погрузки древесины. Мы можем отправлять в Европу гораздо больше продукции, но не всегда получаем нужное количество подвижного состава, — сетует Александр Васильевич. — Но, думаю, это временные сложности.

-----------------------------------------

Прямая речь

Николай РАШКЕВИЧ, начальник отдела лесозаготовок концерна «Беллесбумпром»:

 — Ситуация с курсом валюты и ценой на наш товар действительно очень благоприятная. О чем еще мечтать, если за куб дров сегодня платят 30 евро… Нужно грузить, грузить и грузить! Круглый лес, картон, ДСП, ДВП, фанера, окна, двери, готовая мебель — как горячие пирожки, их разбирают в России, СНГ, Литве, Польше. Неудивительно, что объемы экспорта по отдельным позициям в этом году выросли в 1,5—2 раза. Можно было бы заработать и больше, но есть определенные трудности с грузовыми железнодорожными вагонами. Нехватка их на сегодня исчисляется десятками и сотнями единиц, о чем мы трижды информировали Совмин. Насколько нам известно, проблема заключается в том, что Молдавская и Украинская железные дороги вывели свои вагоны с территории Беларуси. Так возник временный дефицит, на скорейшее окончание которого очень рассчитывают 24 наших леспромхоза.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter