Девальвация доллара и паритет с евро. Что будет с курсами валют и стоит ли верить экстремальным прогнозам?

Валюта на сдачу

Западные эксперты бьют в набат: мировая экономика, возможно, стоит на пороге масштабного кризиса. Но если это лишь прогноз, то новости, подкрепляющие такие предсказания, влияют на финансовые рынки уже сейчас. Что происходит с долларом, евро и российским рублем? И как глобальные тренды скажутся на курсе нашей валюты?

pixabay.com

Одним из главных ньюсмейкеров экономических полей в последние недели была Германия. Дела здесь идут не очень. Из последних сообщений — в годовом исчислении спад объема промышленных заказов превысил 6%, и тренд наблюдается уже 15 месяцев подряд. На первый взгляд, ситуация некритична — речь идет только о производственной сфере. Однако для Германии промышленность — флагманский сектор экономики, экспорт составляет более трети ВВП, который, к слову, во втором квартале сократился. 

Германию неспроста называют «локомотивом экономики Евросоюза». И уже проблем только в этой стране достаточно, чтобы инвесторы настороженнее относились к евро. Тем временем нерадостная статистика приходит и из Франции, и из Италии. На политическом фронте масла в огонь подливает брексит.

Европейский центробанк стремится поддержать экономику стран еврозоны, вливая в нее дешевые деньги. На сентябрьском заседании чиновники приняли решение о дальнейшем смягчении денежно-кредитной политики, что может подтолкнуть валюту еврозоны к ослаблению: один из озвученных в СМИ прогнозов — к концу года евро достигнет паритета с долларом, а то и опустится ниже. Пока же курс колеблется у отметки 1,1 доллара за евро.

Но есть и другая точка зрения. Эксперт Центра экономических исследований БЕРОК Олег Мазоль говорит, что столь резких колебаний от европейской валюты вряд ли стоит ожидать:

— Финансовым властям еврозоны некуда больше смягчать монетарную политику. Кредиты уже очень дешевые, но их не берут. Скорее, наоборот, можно ожидать, что курс будет примерно на нынешнем уровне или даже подрастет по отношению к доллару — за счет снижения ставок по американской валюте.

По ту сторону океана экономика чувствует себя несколько лучше. Рынок труда выглядит здоровым, ВВП растет. Но есть и тревожные звоночки: индекс деловой активности в промышленности упал до минимальной отметки с 2009 года. Замедляются темпы роста сектора услуг. Местный аналог центробанка — Федеральная резервная система — принимает это в расчет. В этом году ФРС уже дважды снижала ключевую ставку — в том числе чтобы помочь американской экономике нивелировать последствия торговой войны с Китаем и негативных тенденций в экономике ЕС. В то время как в прошлом году проценты, напротив, повышали, что вызвало укрепление доллара. Следующее заседание Федрезерва намечено на конец октября, и не исключено, что смягчение монетарной политики продолжится. 

Где банковская ставка выгоднее?

 

Доллар

Евро

Российский рубль

Белорусский рубль

Ставка на срок до года

До 1,9%

До 0,9%

1- 6,6%

5,4%-10,66%

Ставка на срок свыше года

До 3%

До 2,2%

1,5- 6,4%

6,5%-13,01%

Инфляция в годовом выражении*

1,7%

0,9%

4%

5,7%

*по последним опубликованным данным

Ослабление зеленого прогнозируют и в Goldman Sachs:

— Мы ждем ряда изменений в глобальной экономической ситуации, которые наряду с несколькими негативными среднесрочными факторами указывают скорее на понижение, чем на повышение доллара в 2019 году.
Пока на валютном рынке, да и в мировой экономике в целом царит неопределенность, есть смысл присмотреться к металлам: золото с начала года прибавило в цене почти 15%. Правда, физическое золото у нас покупать не особо выгодно: маржа между покупкой и продажей составляет около 15%. Но инвестировать в драгметалл можно и виртуально — через обезличенные «металлические» счета в банках
На днях доклад с громким названием «Доллар-убийца» опубликовали экономисты датского инвестбанка Saxo Bank. Суть изложенного сводится к тому, что единственный шанс несколько отсрочить глобальный кризис — девальвация доллара. Политика сверхнизких процентных ставок, которой продолжают придерживаться в ЕЦБ и к которой вернулась ФРС, уже не столь эффективна, и нужно искать новые драйверы роста экономики. Пока они не найдены — следует, мол, ослаблять зеленый. СМИ цитируют главу отдела макроэкономического анализа Saxo Bank Кристофера Дембика, который говорит, что сейчас имеет значение лишь одна вещь — глобальная ликвидность (проще говоря, доступность) доллара:

— Мы работаем в мире, основанном на долларах, поэтому ликвидность в долларах США является ключевым фактором мировой экономики и финансовых рынков. С 2014 года мир столкнулся со структурной проблемой доллара, его дефицита на фоне политики ужесточения ФРС.

Сама по себе идея скорой девальвации доллара может показаться нереалистичной, хотя у нее есть весьма влиятельные сторонники — в частности, президент США Дональд Трамп. Но Федрезерв взгляды политика, похоже, не разделяет. Олег Мазоль говорит:

— Доллар — резервная валюта. США — ведущая экономика мира. Единственный вариант, когда они решат ослаблять доллар, — это в ответ на шаги Китая относительно курса юаня. Существуют правила, которых в Штатах придерживаются при проведении монетарной политики, и резкая девальвация им противоречит. Федрезерву нужно очень долго согласовывать этот шаг, и там не пойдут на него без одобрения всех сторон. Это первое. Второе — это будет дискредитировать доверие к американской валюте и экономике со стороны всего мира. Так что единственный вариант — снижение ставок. И он вполне вероятен.

В свою очередь, российский рубль сейчас можно назвать достаточно стабильным. Финансовый аналитик Александр Муха считает, что серьезных курсовых колебаний в ближайшие месяцы здесь не предвидится:

— Цены на нефть марки Brent сейчас в районе 58 долларов за баррель. Даже если цифра снизится, не думаю, что это серьезно отразится на курсе. В последнее время корреляция между ценами на нефть и курсом российского рубля снизилась. Торговый баланс соседей — разница между экспортом и импортом — выглядит крепким: около 122,9 млрд долларов по оценке за январь — сентябрь. Это немного хуже, чем в прошлом году, но некритично. Для нас это благоприятная ситуация. Реальный эффективный курс нашей валюты по отношению к российскому рублю близок к равновесному, а значит, в данном случае нет поводов ослаб­лять обменный курс в поддержку экспортеров. 

Рейтинговое агентство S&P Global Ratings прогнозирует, что в ближайшие 3 года курс белорусского рубля к доллару будет расти на 6% в год и может составить 2,28 рубля за доллар в 2020 году, 2,42 — в 2021-м и 2,56 — в 2022 году. 

— Сложно доверять таким прогнозам: три года — слишком длительный срок, — считает Олег Мазоль. — По курсам валют самый продолжительный период, на который еще можно дать прогноз, — 12 месяцев.

В последние годы у нас на финансовом рынке наблюдалась сезонность — тенденция к ослаблению рубля во втором полугодии и его последующее укрепление в первом. Олег Мазоль считает, что причин к изменениям сложившегося тренда сейчас особо не наблюдается. 

И если валютные прогнозы могут расходиться, то в части того, в чем хранить сбережения, экономисты единогласны: золотое правило — не класть все яйца в одну корзину — не теряет актуальности. 

gavrusheva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter