Вальс золотых тельцов

Взрывной  рост  цен  на  желтый  металл  способен  изменить  всю  мировую  финансовую  систему

Взрывной  рост  цен  на  желтый  металл  способен  изменить  всю  мировую  финансовую  систему

Еще совсем недавно многим стало всерьез казаться, что былая роль  золота, в течение столетий служившего мерилом всех материальных ценностей, уходит в небытие, превращаясь в варварский пережиток. Но люди консервативны и не спешат выбрасывать на свалку истории то, что проверено веками. Ведь вечные металлы не ржавеют. 

Золото в настоящее время — второе по важности резервное средство в мире. Его общие официальные запасы составляют примерно 110 тыс. тонн или $ 1,1 трлн., причем государственные фонды владеют примерно третью этого количества — 34 тыс. тонн, или $ 330 млрд. Все остальное скопилось на руках у граждан. На страны ЕС приходится 14 тыс. тонн, в то время как на США — 8 тыс. тонн. Европа, таким образом, вполне может рассчитывать на веский голос в определении роли золота в будущей международной валютной системе. Тем не менее, было бы ошибкой считать, что европейские страны будут заинтересованы в распродаже своих металлических запасов. Скорее наоборот: крупные держатели будут стремиться не допустить падение ликвидности такого важного резервного актива. 

Бурный рост цен на золото в начале текущего года связывают с увеличением стоимости нефти. Просто инвесторы начали переводить свои средства в более долговременные, по их мнению, активы. Более того — как считают аналитики, к концу 2008 года цена тройской унции «вечного металла» может дорасти до отметки $ 960, после чего, не исключено, наступит фиксация прибыли. Но на самом деле центробанки заинтересованы в сохранении искусственно низких цен на золото. Благодаря этому последние несколько лет им удавалось маскировать скрытую инфляцию в развитых странах. Ускорение ее темпов и резкий рост рисков на рынках фиктивного капитала традиционно делают привлекательной покупку драгоценных металлов. Их низкая рыночная стоимость — просто уникальная ситуация для инвестиций. Понятно, что центробанки боятся стремительного рывка «золотых цен», поскольку это сразу снизит привлекательность акций и облигаций, ставших основой современной мировой финансовой системы, и может серьезно разом дестабилизировать экономику на всей планете. 

Сейчас, в условиях глобального производственного спада, центробанки еще более заинтересованы в сохранении низких ставок, так как видят в «накачке» экономики наличностью основной, хотя и ложный, рецепт борьбы с кризисом. Рост цен на золото, спровоцировав падение курса доллара, вызовет резкий подъем процентных ставок, что неминуемо приведет к углублению рецессии и таким образом заставит окончательно распрощаться с иллюзиями «новой экономической парадигмы». 

Но есть еще одна причина, объясняющая, почему центробанкам невыгодно допустить рост цен на золото. В последнее десятилетие им приходилось держать оборону, доказывая обоснованность хранения своих резервов (или существенной их части) в золоте. Критики обращали внимание на то, что золото, в отличие от других активов, не способно приносить центробанкам никакого дохода. Кроме того, неуклонное падение цен на желтый металл якобы приводит к обесцениванию этих резервов. Результатом долгой дискуссии стало то, что центробанки начали осуществлять так называемый лизинг золота, ссужая его избранным банкам и крупным финансовым структурам под низкий процент (1—2 % годовых). Эти банки в свою очередь продают золото на рынке, а затем вырученные таким образом средства пускают в оборот, в намного более доходные операции. По истечении сроков лизинговых контрактов они просто выкупают золото на рынке, возвращают его центробанкам, получая от таких операций немалые прибыли. 

Однако для этих элитных финансовых структур принципиально важно, чтобы цена на золото не росла, а, если возможно, падала. В противном случае им придется выкупать золото по более высоким ценам, что сведет на нет всю прибыль от операций с металлическими кредитами. Надо заметить, что речь идет об очень влиятельных глобальных банковских институтах, обладающих солидным весом и огромными возможностями во всех сегментах мирового финансового рынка. И, по мнению ряда аналитиков, они применяют все меры давления на «золотые цены» посредством использования производных финансовых инструментов, в частности, опционов. 

Центробанки стали заложниками схемы, которую сами и породили. В условиях резкого роста цен на золото может возникнуть ситуация, когда доверенные банки просто не смогут выкупить золото, взятое взаймы, и вернуть его. Создав потенциальную угрозу системного финансового кризиса, центробанки развитых стран вынуждены постоянно наращивать объемы лизинга золота, посредством которого покрывается не обеспеченный добычей повышенный спрос на металл на рынке. Но, наращивая лизинг, они увеличивают и масштабы потенциальной угрозы. 

Существует такой анекдот. Если заемщик взял у банка кредит на 10 тыс. долларов и к моменту возвращения ссуды обнаруживает, что обанкротился, то он приходит в банк и говорит: «У меня проблемы». Но если все вышеописанное случается с заемщиком, взявшим ссуду на 10 миллионов, он заявляет: «У вас проблемы». Стремясь вылечить подобное подобным и бесконечно увеличивая объемы лизинговых операций с золотом, центробанки могут однажды столкнуться с тем, что проблемы доверенных банков неожиданно превратятся в их собственные сложности. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter