Валерий ЛЯШКЕВИЧ: “У нормального человека должна быть родня ”

Даже если он “картин наделал, как детей”, это не оправдывает его одиночество, считает бездомный художник

Даже если он “картин наделал, как детей”, это не оправдывает его одиночество, считает бездомный художник

Голубоглазого старичка, рисующего на улице картины, знают не только в Гомеле, где он обитает, но и в Питере, куда иногда ездит художник. Да и во многих других уголках планеты о нем наслышаны. Сегодня его работы находятся в музеях и частных коллекциях в Беларуси, России, некоторых европейских странах и США. А вот сам Валерий Ляшкевич за 64 года своим жильем так и не обзавелся. Улица для него и дом, и мастерская.

Вокзальная жизнь

А ведь складывалось все очень даже неплохо. Валерий учился в художественных училищах Ярославля и Брянска, посещал курсы при Государственной академии живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Санкт-Петербурге. Получив в Питере бесценный культурный опыт, в 1996-м Ляшкевич вернулся в Беларусь. Но здесь художника ждала неприятная неожиданность.

— Приехал в родную деревню Чкалово Гомельской области, — вспоминает он. — Родителей уже давно не было. Папа умер, когда я ходил еще в первый класс, мама — когда учился на первом курсе брянского училища. А брат на порог не пустил. Сказал, что хата останется его детям. Я решил не мешать, уехал в Гомель. С тех пор здесь мой дом.

И вот уже двадцать лет пристанищем для Валерия Ляшкевича служат то подземные переходы, то скамейки во дворах. А творческую мастерскую ему заменяют лестничные клетки, зал камер хранения на железнодорожном вокзале, иногда даже бетонная плита на улице. Но он совсем не похож на обычных бомжей. Никому не мешает. Сидит в парках, картины рисует, выставки прямо на улице устраивает, с людьми общается. Всегда чистый, опрятный.

— Два-три раза в неделю стараюсь в баню сходить, вещи постирать, — рассказывает Валерий. — Потому что мне с людьми общаться — по-другому нельзя. По карману, конечно, сильно бьет. И мыло надо купить, и мочалки, и веник. Но что поделаешь. Неудобно только, что сушить постиранное приходится на улице. А там то дождь, то снег. Была бы своя хатка — совсем другое дело. Но я еще не опустился до тех бомжей, которые по помойкам лазят.

Завсегдатай книжных магазинов

Общаться с прохожими и покупателями картин для Валерия Ляшкевича принципиально важно. — Наверное, я единственный художник, столько разговаривающий со зрителями. И это не помпезные речи, как часто бывает на выставках в музеях. Привожу конкретные доводы из литературы, искусства.
Читать художник ходит в книжные магазины.

— Поначалу выгоняли. Но я говорил: “Ваша профессия — просвещать людей. И у меня такая же цель. Много ли бомжей в городе, которым надо читать книги?” Теперь мне разрешают читать в магазине, знают, что я аккуратно обращаюсь с книгой. Понимают мое бедственное положение. Иногда так зачитываюсь, что не замечаю, как проходит время. Продавец подойдет, по плечу похлопает: “Закрываемся на обед”.

А чтобы быть в курсе событий, Валерий покупает свежую прессу.

— Анализирую то, что в мире происходит, и на “изобразительный” язык это перевожу, — говорит художник. — Стараюсь фиксировать историю, проблемы морали. Я не напрасно трачу свое время, если делаю такую работу. Конечно, мои картины не сравнятся с произведениями Рафаэля. Но зачем миру два Рафаэля?

Кому сколько не жалко

Картины Валерия Ляшкевича самобытные, философские, абстрактные, метафоричные... Его волнуют вопросы, касающиеся мироустройства, постоянной борьбы противоположностей, сохранения моральных принципов.

— Условия меня заставили работать как символиста, — объясняет художник. — Я выбрал тот вид искусства, в котором можно сказать больше меньшими средствами изображения и достичь максимальной выразительности. Для рисования использую сухие материалы, например, карандаши или краски, которые быстро сохнут. Когда нет постоянной мастерской, нужно быть готовым свернуть и унести свои работы.

Многим из нас даже представить сложно, в каких условиях приходится жить и работать Валерию Ляшкевичу. Тем не менее на его лице всегда сияет улыбка. Это очень светлый и добрый человек. Свои картины он продает не столько ради заработка, сколько ради того, чтобы приобщить к искусству побольше людей. Денег много не просит, говорит: “Кому сколько не жалко”. Если кто-то дает крупную купюру, смущаясь, переспрашивает: “А для вас это не много будет?”

“Бог дал мне немало”

— Часто я вижу вокруг людей менее счастливых, чем я, — рассуждает бездомный творец. — Да, у них есть квартиры, но это не делает их жизнь радостнее. Нормальный человек обязан иметь семью. Пускай он картин наделал, как детей, но это не оправдывает его одиночество. В таком возрасте трудно справиться с тем, что нет близких, которые могли бы часть своего времени рядом провести. И даже если в моей жизни происходит что-то хорошее, то кто радуется этому, кроме меня? Никто. А это уже не радость, а полрадости. Но Бог и так дал мне немало. Только вот другие этого не понимают...

Многие сторонятся художника-маргинала. Но истинные ценители искусства всегда заметят талант. Персональная выставка художника, которая сейчас проходит в Национальном художественном музее, и презентация документального фильма Анастасии Мирошниченко “Перекресток” о непростой судьбе этого человека вызвали большой резонанс.

К слову, еще есть возможность собственными глазами увидеть в музее двадцать пять картин Валерия Ляшкевича — выставка открыта до 27 января. Поспешите, скоро они вместе с автором отправятся путешествовать по улицам Гомеля и Санкт-Петербурга.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter