Даже если он “картин наделал, как детей”, это не оправдывает его одиночество, считает бездомный художник
Голубоглазого старичка, рисующего на улице картины, знают не только в Гомеле, где он обитает, но и в Питере, куда иногда ездит художник. Да и во многих других уголках планеты о нем наслышаны. Сегодня его работы находятся в музеях и частных коллекциях в Беларуси, России, некоторых европейских странах и США. А вот сам Валерий Ляшкевич за 64 года своим жильем так и не обзавелся. Улица для него и дом, и мастерская.
Вокзальная жизнь
А ведь складывалось все очень даже неплохо. Валерий учился в художественных училищах Ярославля и Брянска, посещал курсы при Государственной академии живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Санкт-Петербурге. Получив в Питере бесценный культурный опыт, в 1996-м Ляшкевич вернулся в Беларусь. Но здесь художника ждала неприятная неожиданность.
— Приехал в родную деревню Чкалово Гомельской области, — вспоминает он. — Родителей уже давно не было. Папа умер, когда я ходил еще в первый класс, мама — когда учился на первом курсе брянского училища. А брат на порог не пустил. Сказал, что хата останется его детям. Я решил не мешать, уехал в Гомель. С тех пор здесь мой дом.
И вот уже двадцать лет пристанищем для Валерия Ляшкевича служат то подземные переходы, то скамейки во дворах. А творческую мастерскую ему заменяют лестничные клетки, зал камер хранения на железнодорожном вокзале, иногда даже бетонная плита на улице. Но он совсем не похож на обычных бомжей. Никому не мешает. Сидит в парках, картины рисует, выставки прямо на улице устраивает, с людьми общается. Всегда чистый, опрятный.
— Два-три раза в неделю стараюсь в баню сходить, вещи постирать, — рассказывает Валерий. — Потому что мне с людьми общаться — по-другому нельзя. По карману, конечно, сильно бьет. И мыло надо купить, и мочалки, и веник. Но что поделаешь. Неудобно только, что сушить постиранное приходится на улице. А там то дождь, то снег. Была бы своя хатка — совсем другое дело. Но я еще не опустился до тех бомжей, которые по помойкам лазят.
Завсегдатай книжных магазинов
Общаться с прохожими и покупателями картин для Валерия Ляшкевича принципиально важно. — Наверное, я единственный художник, столько разговаривающий со зрителями. И это не помпезные речи, как часто бывает на выставках в музеях. Привожу конкретные доводы из литературы, искусства.
Читать художник ходит в книжные магазины.
— Поначалу выгоняли. Но я говорил: “Ваша профессия — просвещать людей. И у меня такая же цель. Много ли бомжей в городе, которым надо читать книги?” Теперь мне разрешают читать в магазине, знают, что я аккуратно обращаюсь с книгой. Понимают мое бедственное положение. Иногда так зачитываюсь, что не замечаю, как проходит время. Продавец подойдет, по плечу похлопает: “Закрываемся на обед”.
А чтобы быть в курсе событий, Валерий покупает свежую прессу.
— Анализирую то, что в мире происходит, и на “изобразительный” язык это перевожу, — говорит художник. — Стараюсь фиксировать историю, проблемы морали. Я не напрасно трачу свое время, если делаю такую работу. Конечно, мои картины не сравнятся с произведениями Рафаэля. Но зачем миру два Рафаэля?
Кому сколько не жалко
Картины Валерия Ляшкевича самобытные, философские, абстрактные, метафоричные... Его волнуют вопросы, касающиеся мироустройства, постоянной борьбы противоположностей, сохранения моральных принципов.
— Условия меня заставили работать как символиста, — объясняет художник. — Я выбрал тот вид искусства, в котором можно сказать больше меньшими средствами изображения и достичь максимальной выразительности. Для рисования использую сухие материалы, например, карандаши или краски, которые быстро сохнут. Когда нет постоянной мастерской, нужно быть готовым свернуть и унести свои работы.
Многим из нас даже представить сложно, в каких условиях приходится жить и работать Валерию Ляшкевичу. Тем не менее на его лице всегда сияет улыбка. Это очень светлый и добрый человек. Свои картины он продает не столько ради заработка, сколько ради того, чтобы приобщить к искусству побольше людей. Денег много не просит, говорит: “Кому сколько не жалко”. Если кто-то дает крупную купюру, смущаясь, переспрашивает: “А для вас это не много будет?”
“Бог дал мне немало”
— Часто я вижу вокруг людей менее счастливых, чем я, — рассуждает бездомный творец. — Да, у них есть квартиры, но это не делает их жизнь радостнее. Нормальный человек обязан иметь семью. Пускай он картин наделал, как детей, но это не оправдывает его одиночество. В таком возрасте трудно справиться с тем, что нет близких, которые могли бы часть своего времени рядом провести. И даже если в моей жизни происходит что-то хорошее, то кто радуется этому, кроме меня? Никто. А это уже не радость, а полрадости. Но Бог и так дал мне немало. Только вот другие этого не понимают...
Многие сторонятся художника-маргинала. Но истинные ценители искусства всегда заметят талант. Персональная выставка художника, которая сейчас проходит в Национальном художественном музее, и презентация документального фильма Анастасии Мирошниченко “Перекресток” о непростой судьбе этого человека вызвали большой резонанс.
К слову, еще есть возможность собственными глазами увидеть в музее двадцать пять картин Валерия Ляшкевича — выставка открыта до 27 января. Поспешите, скоро они вместе с автором отправятся путешествовать по улицам Гомеля и Санкт-Петербурга.