Источник: Знамя юности
Знамя юности

Валерий Барашков: забыл что-то в кабинете – пиши четверостишие

Разговаривая с детьми, нужно смотреть им в глаза. Девочкам – говорить комплименты, а мальчишек хвалить. Оценки выставлять в зависимости от своих ощущений, а не по жестким критериям. И почаще выбираться с учениками в походы. Народный учитель Беларуси, преподаватель Могилевского областного лицея № 1 Валерий Васильевич Барашков на встрече молодежной аналитической группы РОО «Белая Русь» поделился хитростями, на которые идет, чтобы увлечь школьников физикой, и дал несколько советов коллегам.


Повторение – мать учения

Первые наборы в лицей были уникальные – в непрофильных классах решали задания на повышенном уровне. В хим-био новая тема – электромагнитная индукция. Честно предупреждаю: «Сейчас 45 минут буду объяснять параграф, но вы ничего не поймете». Рисовал на доске цветны­ми мелками, катушки всовы­вал-высовывал. Через два дня ко мне пришли девочки-отличницы, и со слезами признались, что действительно ничего не поняли. Неудивительно: чтобы ученики разобрались в теме, приходится объяснять ее в среднем по пять-шесть раз. И не на одном уроке. Был случай, когда о явлении самоиндукции рассказывал 17 раз. К сожалению, в школе исчезло повторение, а значит – мышление.

Что дороже оценки

О том, чтобы урок получился интересным, многие учителя задумываются только перед приходом проверки. А так – все по накатанной. Проявите креатив – дети сразу это почувствуют. Был у меня в сельской школе ученик. Приносил учебник 1 сентября, бросал в парту и забирал в конце мая. Однажды я услышал, что ребята собираются организовать дискотеку, и у них проблема со звуковым усилителем. Подошел, предложил прийти ко мне на радиокружок. Засиживались до позднего вчера, паяли, собирали. Когда динамики заработали, мальчишка вскочил, побежал, сел за учительский стол и открыл книгу!

Сейчас учителя тратят больше времени не на обучение, а на контроль. Выставь энное количество оценок – и все тут. Но разве это главное? Важно так преподнести тему, чтобы вдохновить детей на ее изучение, чтобы они в поисках дополнительной информации зашли в интернет, задали вопрос, даже с чем-то не согласились. Это дороже любой оценки.

Они такие разные

Всех детей учить одинаково нельзя. Нужно талантливых выявить и поддержать, средних – подтягивать до их уровня, и слабых не упустить. Эти задачи решаются по-разному. Когда-то авторы учебника по физике для 8-го класса братья Кикоины так объяснили свой подход: «Книга написана с таким умыслом, чтобы один-два ученика поняли, что в ней написано. Еще четырем объяснит учитель, а остальным, возможно, физика и не нужна». И еще. Мало родиться гением, нужно попасть в благоприятную среду. Почему теряются победители олимпиад, которые поступают в вузы? Они попадают в общий поток, им становится неинтересно и скучно учиться. Считаю, что талантливых студентов следует распределять по профессорам и академикам, которые будут их «вести» дальше. Поверьте, они будут защищать диссертации дипломными работами.

Физики и лирики

У меня есть правило: забыл что-то в кабинете – пишешь четверостишие. Признаюсь, встречаются шедевры. Правда, и забывать свои вещи стали реже. Я ученикам рассказываю: последние исследования в области мозга показали, что лингвиста нужно мучить физикой, а физика – лингвистикой. Возможно, в будущем вам не пригодятся ни выученное стихотворение, ни решенная задача, но то, что они сделают с вашими нейронными связями, бесценно. В ближайшей перспективе полученные навыки и знания помогут поступить в вуз и продолжить образование. А в дальней – отодвинут многие старческие болезни.

ЦТ научило учителей решать задачи

У тестирования, при наличии больших недостатков, есть два огромных преимущества: процесс поступления стал прозрачным и честным. А еще ЦТ заставило учителей научиться решать задачи. К сожалению, педагоги неправильно готовят выпускников к тестированию. В первую очередь нужно осваивать программу, повторять пройденный материал. А к решению тестов приступать за два месяца до испытания.

Больше вариантов для маневра

Десятибалльная система оценки знаний дает больше вариантов для маневров, чем пятибалльная. Хотя и она несовершенна. Между критериями, которых должны придерживаться учителя при выставлении оценок, и практикой – пропасть. Нельзя на бумаге расписать все нюансы. Оценка должна стимулировать ученика, поэтому ничего страшного не случится, если она будет немного завышена. Итоговая проверка должна показывать уровень знаний не только последнего параграфа, а всего периода обучения.

uradova@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter