В Минске актриса Валентина Талызина представила свою книгу мемуаров "Мои пригорки, ручейки..."

Валентинка от Талызиной

В фильмографии народной актрисы России Валентины Талызиной 115 картин. Да каких! Все растасканы на цитаты и прочно засели в памяти людской: «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Афоня», «Старики–разбойники», «Большая перемена»... Наверное, никакой сериальной звезде нашего времени не снилось не только такое количество, но и качество драматургического материала. В Минске Валентина Илларионовна встретилась со зрителями и презентовала книгу мемуаров «Мои пригорки, ручейки...».

— Книгу не сама писала, надиктовала ее журналистке Елене Светловой. Старалась говорить честно. Рассказала о семье, о своей дочке. Умолчала, может быть, о каких–то подробностях личной жизни. В какой–то момент почувствовала внутреннюю потребность опубликовать свои воспоминания. И если после прочтения какая–нибудь девочка из Восточной Сибири захочет приехать в Москву и стать артисткой, значит, книжка свою задачу выполнила.

— Пишут, что у вас непростой нрав.

— Режиссеры меня действительно немного боятся, считают, что у меня трудный характер. Теперь я всегда говорю в начале работы: «Вы — капитан корабля, как скажете, так и будет. Я иду за вами». После этих слов уже не боятся.

Это сейчас у меня больше ста ролей. Но в кино я начала сниматься не сразу. Шесть лет меня все пробовали, пробовали и никак не утверждали. В театре, куда меня взяли сразу после окончания ГИТИСа, говорили: «Пришла к нам некрасивая девочка, не породистая, но профессиональная. Наверное, будет социальных героинь играть». Так я однажды плюнула и на очередную кинопробу опоздала на полтора часа. И вдруг меня утвердили. И потом как–то покатилось.

Первой стала лента «Человек, который сомневается». «Зигзаг удачи» — уже пятая моя картина. Рязанов хотел снимать Алису Фрейндлих, но она уже была в положении. Он сделал одну пробу, вторую, пытаясь выяснить, есть у меня комедийность или нет. Решил, что есть. Я начала сниматься, но он очень много на меня кричал.

— Помните последнюю встречу с ним?

— 5 марта 2013 года в клубе «Эльдар». Это был последний вечер, когда Эльдар Александрович сидел в зале. После этого он заболел и больше к зрителям не выходил. На том вечере я читала стихи. Все хотела ему доказать, что умею это делать. На «Иронии судьбы...» мы все спорили, как их нужно читать. Но в итоге он взял в картину мой дубль, где я прочитала, как сама чувствовала.

Рязанов ведь перепробовал 30 артисток на озвучение главной героини. Когда Нина предложила меня, он вспылил: «Она что, в одной из сцен будет сама с собой разговаривать?» Я ведь играла там эпизод. Но решили попробовать. Подошла Нина и сказала: «Надо спасать картину». Что значит спасать? А по «Мосфильму» поползли слухи, что Рязанов проваливается. Был черновой прогон «Иронии судьбы...», и все решили, что это невозможная скучища.

— Вы легко согласились участвовать в фильме «Ирония судьбы. Продолжение»?

— А как иначе? Как можно было отказаться? Все, кроме Лии Ахеджаковой, согласились! Это была идея Андрея Мягкова. Он с ней отправился к Рязанову, тот ему ответил: «Нельзя два раза, Андрюша, войти в одну и ту же реку». Тогда Мягков пришел на Первый канал. Два года сценарист Алексей Слаповский 18 раз переписывал сценарий. Когда все встретились на съемочной площадке, я первая бросилась к Брыльской обниматься и целоваться. Хотя она в свое время даже спасибо мне не сказала, за то, что я озвучивала ее в «Иронии судьбы...».

Конечно, Бекмамбетов — не Рязанов, его стихия — экшен. Красивые мужчины, женщины. У него в одном фильме Анджелина Джоли на капоте автомобиля стреляет из четырех пистолетов! Вот это его тема. Хотя он — добрый, мягкий, потрясающий человек. А как вышло, так вышло, мы старались.


— А ваша любимая роль?

— В фильме Сергея Бодрова «Непрофессионалы». Снимали возле Алматы, в настоящем доме престарелых. Я даже получила за нее международную премию в Италии. Но слетать ее получить не удалось.

— Правда, что с Фаиной Раневской в театре вы не сразу наладили контакт?

— Она была очень требовательной. Мерила всех по себе. Я на репетициях нашего первого спектакля «Дядюшкин сон» зажалась и не разжималась до премьеры. Ничего не получалось. «Боже, какая некрасивая!» — говорила Раневская про меня. А потом перед премьерой на меня надели парик, роскошное платье, я подошла к зеркалу. Первая мысль: «Кто это?» А вторая: «И кого я тут боялась?» Вышла на сцену. И как выдала свой монолог Зиночки! В Париже писали в рецензиях: этот высокий мраморный лоб, лебединая шея, тонкая талия... Актер Вадим Бероев, когда прочитал газеты, закричал: «Валька, покажи, где это у тебя все?» Уже на второй совместной работе над спектаклем «Последняя жертва» Фаина Георгиевна меня полюбила. Как–то спрашивает на репетиции: «Валечка, откуда вы прибежали такая взмыленная?» Я честно ответила: «С киносъемок». Она поморщилась: «У вас такая роль! Как вы можете бегать на какие–то съемки!» Она была все–таки актрисой театра до мозга костей. «Почитайте пьесу! Ваша героиня Юлия Тугина вернулась из храма! Сходите туда и постойте!» Что я и сделала. И что–то случилось.

Во время нашей последней встречи я подарила ей духи из Парижа. Она любила хорошие духи. И мне кажется, что все остроты, которые ей сегодня приписывают, она не говорила. Я все–таки провела с ней много времени.

— Вы писали, что с Беларусью вас связывает отдельная история...

— Я родилась в Омске. Но в 1940 году мы переехали в Барановичи. Отец получил тут должность. А в 1941–м уже бежали от немцев. Это особая история, я ее подробно описала в книге...

Спаслись мы чудом. Мама пришла к полякам, у которых мы жили, и сказала в отчаянии: «Все, я не нашла машину, мы остаемся. Что будет вам, то будет и нам». А те поляки оказались добрыми, отзывчивыми людьми и сказали: «Нет, пани. Нам с вами будет разное: уезжайте быстрее и немедленно...» Уже был разбомблен железнодорожный вокзал, попуток не было. Каким–то чудом она нашла машину–полуторку. Мы ехали по лесам, по проселочным дорогам... В Горках пересели на поезд, и месяц ехали до Омска. А сегодня, посмотрите: солнце светит, полный зал людей, жизнь продолжается. И у меня полное ощущение, что я еще не в тираже.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 32 (24914). Пятница, 19 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter