Валентина Гаевая и «Харошкі»: 40 лет вместе

«Харошкамі» белорусы гордятся не меньше, чем БелАЗом или «Песнярами». Для Белорусского государственного хореографического ансамбля этот год — юбилейный. 40 лет назад Валентина Гаевая, которую справедливо считают мастером номер «один» белорусской танцевальной школы, зажгла звезду «Харошак». А уже в 1977 году в Москве на конкурсе профессиональных коллективов, посвященном 60-летию Октября, ансамбль из Беларуси получил главный диплом. Это была сенсация: до этого мы особенно не блистали на московских сценах, в отличие от грузин или молдаван… В юбилейный год коллектив подготовил и представляет цикл сольных концертов. Какими они будут, поинтересовалась корреспондент «СГ» у лауреата Государственной премии Республики Беларусь, народной артистки Беларуси Валентины ГАЕВОЙ.

ЭТОТ коллектив вписан в корону наших национальных брендов

«Харошкамі» белорусы гордятся не меньше, чем БелАЗом или «Песнярами». Для Белорусского государственного хореографического ансамбля этот год — юбилейный. 40 лет назад Валентина Гаевая, которую справедливо считают мастером номер «один» белорусской танцевальной школы, зажгла звезду «Харошак». А уже в 1977 году в Москве на конкурсе профессиональных коллективов, посвященном 60-летию Октября, ансамбль из Беларуси получил главный диплом. Это была сенсация: до этого мы особенно не блистали на московских сценах, в отличие от грузин или молдаван… В юбилейный год коллектив подготовил и представляет цикл сольных концертов. Какими они будут, поинтересовалась корреспондент «СГ» у лауреата Государственной премии Республики Беларусь, народной артистки Беларуси Валентины ГАЕВОЙ.

— Мы готовим концерты из разных программ. В феврале, например, на сцене большого концертного зала Белгосфилармонии представили «Зимушку». Этот концерт познакомил зрителей с зимними белорусскими праздниками и обрядами, сохранившимися с древнейших времен до наших дней.

В сольный концерт «Весна», который состоится 28 апреля на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра, войдут уже полюбившиеся зрителям композиции из красочной программы «Белорусы» («Гуканне вясны», «Вясеннія скокі», «Валачобнікі» и другие). Далее представим «Местечковые картинки» и «Полоцкую театрадь». А осенью будет сборный концерт, попурри из знаменитых «Туровской легенды», «Полоцкой тетради», «Белорусской свадьбы»…

— Не секрет, что на «Харошак» в Минск люди едут изо всех уголков Беларуси. Часто приглашают выступить в глубинке?

— За время нашей творческой деятельности мы уже все хозяйства объехали и выступили там, где есть более или менее приличная сцена. Но, к моему сожалению, сельские клубы везде закрыты. В советские времена мы не думали о том, заработаем деньги на концерте или нет. Была дотация на гастроли. Ехали, например, в областной центр, а оттуда работали по глубинке. И даже сейчас, если маленький клуб захочет нас увидеть, и мы поедем туда, то останемся в убытке.

Сельчане, и мы это чувствуем, отличаются особой теплотой и благодарностью за настоящее искусство. За то, что мы несем со сцены, за то, что им дорого и понятно.  Мы сохранили не только танец, но и досконально (по материалам архивов и фотоматериалов) изучили средневековые белорусские костюмы. Их уникальная коллекция, сшитая из натуральных тканей и украшенная фурнитурой, и сейчас в ходу.

— «Харошкі» отличились еще и в том, что первыми начали воссоздавать и использовать в выступлениях старинные белорусские инструменты. Читала, что когда вы их (лиру, дуду, басетли) начинали собирать, то над вами даже посмеивались…

— Я пыталась оживить старинные инструменты, на которых играли наши предки. Лира. Впервые лиру взяли в руки «Песняры» в первой программе. Но тогда она издавала один долгий звук — бурдон. У нас теперь есть лира голосовая. И это благодаря народным умельцам, которых мы разбудили, заставили думать, работать, создавать.

Я видела многие инструменты, представьте себе (!), в запасниках Музея Великой Отечественной войны. Молодцы музейщики, не выкинули раритеты. По тем историческим образцам создавали инструменты, на которых работаем сейчас.

— Валентина Ивановна, правда ли, что название коллективу «Харошкі» дала одноименная деревня в Могилевском районе?

—Да. Мы работали с Николаем Григорьевичем Дудченко, хореографом, в Могилеве. Там на областной смотр самодеятельности приехала группа — семь бабушек и молодой хлопец (завклубом). Объявляют: «Танец «Гусарыкі» из села Хорошки Могилевского района». Мы были поражены самобытностью тех бабулечек. Они ходили в лаптях, великолепно пели. А завклубом с белокурым чубом выплясывал возле них. Кстати, самой молодой участнице, как потом узнали, было 70 лет…

Мы долго думали, как назвать наш новый ансамбль, и пришли к выводу — в честь деревни Хорошки. По-белорусски название села звучит «Харашкі». Сделали первую рекламу (мы еще были филармоническим коллективом). Группа, которая занималась афишами, написала с ошибкой — «Харошкі». Получилось ни по-белорусски, ни по-русски. Так и прижилось это название. Но в этом есть определенный смысл, потому что в культуре русских, белорусов и украинцев много схожего. И песни перекликаются, и танцы, и судьбы… Хотя я родилась в России, у меня есть и белорусские, и украинские корни: один дед — украинец, другой — белорус. Вот и кто я?..

— Валентина Ивановна, во многих интервью вы говорите, мол, очень важно, чтобы коллектив выделял свою национальную черту. Почему позиция столь принципиальная?

— Создавая коллектив, я ставила перед собой задачу вывести белорусскую хореографию на уровень России и Украины. Это было нелегко: в России тогда были Моисеев и Надеждина, в Украине — Вирский. В Беларуси лишь перепевались их постановки на местный лад.

На самом деле, белорусы удивительно танцуют, интересно одеваются, мелодично говорят. Это все явно отличалось и от русских, и от украинских традиций… Поэтому мы до сих пор ищем такие краски, которые бы не повторили то, что было сделано до нас, чтобы этого не увидели больше нигде, чтобы это был неожиданный подход.

Татьяна УСКОВА, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter