Источник: Знамя юности
Знамя юности

Валентин Елизарьев: любовь к искусству нужно воспитывать с детства

Его имя знают на всех континентах, ему рукоплещут Токио, Каир, Париж, Нью-Йорк. Он отработал в Большом театре оперы и балета в Минске почти четыре десятка лет, а затем взял длительный тайм-аут. В Международный день балета Валентин Елизарьев, недавно назначенный художественным руководителем Большого, встретился с поклонниками в Национальном историческом музее и рассказал…

...О молодежи в зрительном зале

Для балета зреть не надо. Чем раньше придешь на постановку, тем лучше. Насколько человек будет увлечен искусством, зависит от его родителей. Если мама с папой знают дорогу в театр, ребенку тоже придутся по вкусу опера, драма, балет. Любовь к искусству – это чувство, которое можно и нужно воспитывать с самого детства. Если не уверены, что ребенок «осилит», например, «Сотворение мира», отведите его на детский спектакль. Но чаще всего классические постановки не имеют возрастных ограничений. Они рассчитаны на всех, кто способен чувствовать и сопереживать.

...О снах

Мне часто снятся хореографические сны. Например, однажды ночью я увидел первый акт «Щелкунчика». Едва успел его записать. Кстати, есть несколько систем записи танца. Понять конспект может только автор, так что передать запись другому хореографу не получится.


...О магии

Артист всегда чувствует публику: или она спящая, или напряженная. Когда в зале повисает звенящая тишина, понимаешь, что работаешь ради этих магических мгновений. Если постановка скучная, все старания напрасны. Зрителей не обманешь.  

Я прожил долгую и очень ин­тересную жизнь. Надеюсь, мне еще удастся многое сделать для ис­кусства. Единственное, что я прошу у самого главного творца, – это время.

...О самой главной работе

Каждая постановка – это мой ребенок, в которого я вложил часть своей души. Выделить одну очень сложно. Вообще стараюсь смотреть не в прошлое, а в будущее. Те годы, которые отсутствовал в Большом, работал в портфель: записывал идеи, продумывал сценарии, искал темы. У меня грандиозные творческие задумки, но озвучить их пока не могу – еще не было худсовета. Было несколько ситуаций, когда то, что я озвучил преждевременно, сделать так и не удавалось.

...О малой родине

Я родился в Баку. Это мой любимый город, пропитанный ароматом востока. Он очень красивый: расположился амфитеатром на берегу Каспийского моря. Его морские пейзажи – это удивительное зрелище. Город сформировал во мне особое восприятие жизни.

Во дворе, где я рос, все мальчишки занимались художественной самодеятельностью. Многие ходили в детскую танцевальную школу. Я не стал исключением. Поступил в хореографическое училище в Баку, откуда перевелся в Ленинград. Этот город на девять лет стал моей творческой колыбелью. И, наконец, Минск, где прошла большая часть моей жизни и где я состоялся как художник. Это моя большая Родина.


...Об учениках

Эти девять лет вне Большого театра я не тратил времени зря. Сделал несколько постановок за границей, преподавал в Белорусской государственной академии музыки. У меня минимум студентов, я очень скрупулезно отбираю тех, с кем буду работать. Ко всем ребятам отношусь как к равным. К сожалению, обучение сократили с пяти до четырех лет. Пока выпускников, окончивших обучение по «сокращенке», еще нет, но мы уже видим, что времени явно не хватит. Знаете, хореограф – это целый океан, человек, обладающий уникальным образованием. Он должен знать драматургию, ориентироваться в мировом искусстве, живописи, дизайне, архитектуре… Я счастлив, когда вижу талант у студентов. Меня всегда радуют успехи учеников. Например, Сергей Микель проявил себя в Белорусском государственном академическом музыкальном театре – поставил «Вишневый сад» и «Титаник». Он не боится экспериментов, и это правильно, ведь, как известно, кто ищет, тот найдет.

...Об учителях

Мне повезло встретить на своем пути учителей с большой буквы. Когда я был совсем ребенком, со мной занимался наставник из театра оперы и балета в Баку. Экспрессивный армянин с очень хорошей школой научил меня не просто импульсивно двигаться, но и включать голову, которая в балете важна не меньше, чем остальные части тела. В Ленинграде я попал к Геннадию Наумовичу Селюцкому. Этот замечательный человек, настоящий носитель петербургских традиций в балете, вложил в меня любовь к танцу. Когда я получал высшее образование на балетмейстерском факультете в Ленинградской консерватории, моим учителем был Игорь Дмитриевич Бельский. Я очень хотел попасть к нему. Помню, на курс тогда приняли 14 человек, а закончили только четыре. Как хореографы состоялись двое: я и Генрих Майоров.

...О белорусских артистах

Если творческими планами поделиться пока не могу, то насчет кадров скажу: планирую принимать на работу больше талантливых белорусских артистов. Представляете, за последние девять лет в Большой не взяли ни одного хореографа и педагога – выпускника БГАМ. Они побеждают на международных конкурсах, проявляют себя и уезжают за границу. Все-таки создавать белорусское искусство должны именно наши артисты. Знаете, еще в XVIII веке в Беларуси было несколько балетных школ, сильные традиции заложены и в советское время. Конечно, звезды мировой величины рождаются очень редко. Хороший артист должен иметь потрясающую наследственность – это 50 про­центов успеха, еще 50 – в руках педагога.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter