Валентин Чеканов: «Не могу сказать, что цены на сельских прилавках отличаются от цен на городских»

В РЕСПУБЛИКЕ работает более 40 тысяч торговых объектов нового формата — то есть гипермаркетов. Не отразится ли это негативно на работе небольших магазинчиков, так называемой шаговой доступности? — В каждом белорусском городе и райцентре есть разработанные перспективные схемы открытия объектов торговли, бытового обслуживания — как крупного формата, так и магазинов шаговой доступности, — сказал, отвечая на вопрос «БН» о том, выдержат ли конкуренцию мини-магазины с гипермаркетами, министр торговли Беларуси Валентин ЧЕКАНОВ. — Разработку и утверждение этих схем мы предусмотрели в проекте нового Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания Республики Беларусь», который был принят в первом чтении Палатой представителей 26 июня этого года.

Магазины шаговой доступности мы обязаны сохранить, развивая при этом сеть гипермаркетов

В РЕСПУБЛИКЕ работает более 40 тысяч торговых объектов нового формата — то есть гипермаркетов. Не отразится ли это негативно на работе небольших магазинчиков, так называемой шаговой доступности? — В каждом белорусском городе и райцентре есть разработанные перспективные схемы открытия объектов торговли, бытового обслуживания — как крупного формата, так и магазинов шаговой доступности, — сказал, отвечая на вопрос «БН» о том, выдержат ли конкуренцию мини-магазины с гипермаркетами, министр торговли Беларуси Валентин ЧЕКАНОВ. — Разработку и утверждение этих схем мы предусмотрели в проекте нового Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания Республики Беларусь», который был принят в первом чтении Палатой представителей 26 июня этого года.

При строительстве, скажем, магазина более 400 квадратных метров, его нужно утвердить «через» перспективную схему. Это в первую очередь важно для того, чтобы сохранить небольшие магазины, куда людям удобно ходить каждый день по «мелочам». Плюс — экономическое стимулирование их строительства и размещения.

— Если строить такие мини-маркеты в отдаленной местности, в населенных пунктах на 1000 жителей, например, будут даны преференции и привилегии экономического характера со стороны местных органов власти, — констатировал Валентин Сергеевич. — Все в итоге позитивно отразится на деятельности частных структур и предпринимателей, малых предприятий, которые развивают бизнес. И, конечно же, предусмотрены меры, направленные на защиту от конкуренции.

По словам министра, если посмотреть на структуру магазинов в целом по республике, то магазины шаговой доступности занимают более 70 процентов в структуре всех торговых объектов Беларуси. Крупные магазины — супер- и гипермаркеты занимают небольшую долю. Почему же бросаются в глаза? Это новый формат магазинов. Их в стране уже более 40 тысяч.

— Крупные магазины и торговые сети за счет объема закупаемых товаров, предоставления других услуг выглядят более престижно. Но так и должно быть. Это нормально, когда открываются магазины не просто как торговые центры, а как культурно-развлекательные, где можно отдохнуть всей семьей, сделать закупки товаров на неделю, что невозможно в маленьком магазинчике. Но объект шаговой доступности остается основным в торговле. Без него не прожить. Он был, есть и будет, — констатировал Валентин Сергеевич.

Отличаются ли цены в магазинах на селе от городских?

— Не могу сказать, что есть большие различия, — сказал министр, отвечая корреспонденту «БН». — Постоянно бываю в командировках, прежде всего иду в сельские магазины. Иногда так бывает, что некоторые накладные расходы выше, поскольку товар приходится перевозить на большие расстояния. Это отражается на цене. Но в среднем торговая наценка по продовольственным товарам — 20 процентов, по непродовольственным — до 30 процентов. У нас нет таких цен, в которые закладывалось бы 80—200 процентов наценки.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

У Нонны Григорян и конфеты вкуснее

ЛУЧШИЙ продавец ошмянского универсама «Юбилейный» Нонна ГРИГОРЯН работает в кондитерском отделе. Молодой специалист, выпускница Новогрудского торгово-экономического колледжа, трудится в магазине чуть больше года, но уже, по словам старших коллег, прекрасно освоила профессию.

— Именно в адрес Нонны больше всего звучит добрых отзывов посетителей и написано благодарностей в Книге замечаний и предложений, — рассказала «БН» заведующая магазином Людмила Войтехович. — Особенно тянутся к молодому продавцу пенсионеры. Ведь для них поход в магазин не просто покупка продуктов питания, а часть не такой уж насыщенной событиями жизни.

— Отдел нашей Нонночки — мой самый любимый, — поделилась пенсионерка Ядвига Степановна Димидович. — Ведь наша продавец не только посоветует вкусные конфеты, но и выслушает, мило улыбнется, поддержит добрым словом…

Сергей ЛОЗЮК, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter