Валенки для парижанки

Белорусские валенки нарасхват в Швеции, Канаде и даже во Франции

Как смиловчане всю Европу обули

Есть на Смиловичской валяльно-войлочной фабрике верная примета: ударил первый сильный мороз — жди очередей в фирменном магазине. Изменить психологию белорусского покупателя невозможно — траты на теплую обувь он оставляет на последний момент. Вот и подскакивает к зиме спрос на валенки в десятки, если не в сотни, раз! За границей же интерес к эксклюзивной белорусской обуви стабильно растет год от года.

Сегодня Смиловичская валяльно-войлочная фабрика является единственным в республике и одним из немногих сохранившихся на просторах СНГ производителей валенок. Из 28 валяльно-войлочных фабрик бывшего Советского Союза пережили кризисные времена только 4, смиловчане среди них в числе лидеров. Во многом благодаря руководителю. Василий Сабан в вопросах выживаемости предприятия человек бывалый: за 37 лет работы на фабрике, из них 22 в должности директора, ему пришлось пережить не один кризис. В лихие 90-е годы фабрика была на грани закрытия: невостребованность продукции, потеря деловых связей и рынков сбыта. Такие же метаморфозы происходили и с конкурентами. В итоге все пришлось начинать с нуля.

— В тяжелые для предприятия времена пришла идея частично перепрофилировать производство. Купили швейное оборудование, обучили свои кадры и начали выпускать подушки и одеяла с наполнителем из натуральной шерсти, в Европу такие уходят на ура, — говорит Василий Николаевич. — Однако от валенок не отказались, сохранив давнюю традицию и оборудование, которое нигде уже не выпускается. И, как показало время, поступили правильно.

Теперь за уникальной валяльной технологией охотятся потенциальные конкуренты. Не так давно, вспоминает директор, на территории фабрики под видом иностранных туристов задержали промышленных шпионов. Похожую продукцию сегодня пытаются делать китайские производители. Однако белорусским валенкам она и в подметки не годится.

Сегодня предприятие, расположенное в двадцати километрах от Минска, знают во многих европейских странах. Во всем мире уже несколько лет белорусские валенки — товар брендовый. Оно и неудивительно: за более чем восьмидесятилетнюю историю предприятия валенки значительно преобразились, превратились из архаичной деревенской обуви в тренд сезона. Сегодня они представлены в разных размерах — от мала до велика, легче по весу, с разноцветной меховой опушкой, светоотражающей полосой и украшены аппликацией и помпонами. Благодаря же новой итальянской линии, установленной несколько лет назад, в ассортименте появились и усовершенствованные варианты с подошвой из натурального каучука и полиуретана.

При этом не ушло на второй план и производство классических валенок, которые сегодня востребованы как в Беларуси — во внутренних войсках, так и в России — в нефтяной и газовой промышленности, лесной и пограничной службах. Есть и довольно необычные заказы: в 2010 году смиловчане изготавливали сувенирные валенки для участников детского «Евровидения», а недавно футбольный клуб БАТЭ, отправляясь на матч с «Барселоной», заказал крупную партию валяной обуви с логотипом команды. По перечню государств, куда ведется отгрузка шерстяных изделий, можно смело учить школьников географии. Старая обувь на новый лад нынче нарасхват в России, Польше, Молдове, Италии, Швеции, Канаде, Финляндии, Дании, Норвегии, прибалтийских странах и даже в столице высокой моды — Париже. Только за 10 месяцев прошлого года за границу продано эксклюзивной продукции на 552,2 тысячи долларов.

Что примечательно, с каждым годом спрос на смиловичские изделия только увеличивается, следовательно, увеличивается и объем производства. В итоге темп роста выпуска товаров народного потребления за десять месяцев прошлого года в фактических ценах к уровню 2010-го составил 233 %. Прибыль от реализации выросла в 14 раз, рентабельность продаж поднялась в семь раз и составила 34,9 %.

Если десять лет назад на предприятии стоял вопрос, как разгрузить склады, то сегодня руководству предоставлен широкий выбор инвестиционных проектов. Недавно шведы, увидев смиловичские подушки и одеяла, предложили наладить совместное производство. С идеей создать тандем обратились недавно и ярославские коллеги. Похожее предложение поступило и от белорусского производителя обуви. Однако Василий Сабан твердо уверен: от добра добра не ищут. К тому же все четче прорисовывается перспектива создания в Беларуси обувного холдинга, в который должны войти и смиловчане. Однако это пока планы.

Сейчас же на фабрике горячая пора: завершается закупка сырья. Чтобы обеспечить предприятие работой на год, необходимо 500 тонн шерсти.

«В Беларуси овцеводство, к сожалению, не развито», — делится наболевшим директор фабрики. Эту проблему Василий Сабан хорошо знает изнутри: вот уже пятнадцать лет он сам, заядлый овцевод, держит стадо в 40 голов, которое летом разрастается до сотни. Началось все когда-то с обычной шутки: на 40-летие друзья подарили Василию Николаевичу овцу. Мол, чтобы отныне не было трудностей с приобретением шерсти для фабрики. Невинный розыгрыш перерос в серьезное увлечение. Но проблемы с сырьем остались: в Беларуси шерсть в нужных объемах не производят, поэтому привозить ее приходится из Узбекистана и Таджикистана.

С возросшим спросом на продукцию фабрики здесь планируют увеличить объем выпуска на 20 %, закупить еще одну, резервную, линию по пошиву обуви. Уже сейчас на предприятие дополнительно набирают персонал, чтобы запустить вторую смену. Сейчас на 8 участках фабрики работают 116 человек, скоро в коллектив придут еще 15. Процесс производства тех же валенок весьма трудоемок: включает в себя 36 операций, механизированы только некоторые из них, остальные — это ручной труд. Такая работа всегда считалась не из легких, с элементом вредности. Однако, как оказалось, чтобы попасть на фабрику, сегодня в отдел кадров выстраиваются очереди. А как иначе? в ноябре средняя зарплата по предприятию составила 3,6 миллиона рублей — самая высокая в районе. «Как у солигорских шахтеров», — шутят здесь. Как говорится, по труду и зарплата.

Смиловичским производителям удалось найти свою нишу на рынке: производство на предприятии идет непрерывно, график отгрузки товаров стабилен. Исключение составляет только март, когда фабрика закрывается на плановый ремонт. В 2010 году в реконструкцию и установку нового оборудования было вложено 1,6 миллиарда рублей, в 2011-м — 1,2 миллиарда.

— Наведем порядок в зданиях, — так отзывается директор о косметическом ремонте, идущем на предприятии, — и, возможно, начнем удовлетворять заявки на экскурсии.

Уникальная технология производства валенок не может не вызвать любопытства: сегодня желающих увидеть, как делают обувь для белорусского Деда Мороза, хоть отбавляй.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter