Вакантное место

Если человек занят делом — уже хорошо! Но где пристроиться на хорошую, высокооплачиваемую работу не в столице или крупном городе, а в небольшом райцентре или поселке? В глубинке вакансий, как известно, хватает. Вот только отчего многие остаются не занятыми довольно долгое время? Достаточно ли просто предложить человеку работу? Ведь не секрет — сегодня уровень заработной платы определяет, закрепится ли работник на новом месте. Ему-то нужно кормить семью, думать о будущем, а не сводить концы с концами? А помогут ли безработному вновь создаваемые производства? Задумалась я об этих непростых вопросах, когда наведалась в Мстиславль. Там как раз недавно открылось новое производство — по выпуску модных нынче топливных гранул, пеллет. Из соломы, между прочим, что уже само по себе интересно. Но куда любопытнее разузнать у местных энтузиастов, насколько легко даются такие вот проекты, совмещающие бизнес и социалку.

В Мстиславском районе даже при запредельно низком уровне безработицы создаются новые производства

Если человек занят делом — уже хорошо! Но где пристроиться на хорошую, высокооплачиваемую работу не в столице или крупном городе, а в небольшом райцентре или поселке? В глубинке вакансий, как известно, хватает. Вот только отчего многие остаются не занятыми довольно долгое время? Достаточно ли просто предложить человеку работу? Ведь не секрет — сегодня уровень заработной платы определяет, закрепится ли работник на новом месте. Ему-то нужно кормить семью, думать о будущем, а не сводить концы с концами? А помогут ли безработному вновь создаваемые производства? Задумалась я об этих непростых вопросах, когда наведалась в Мстиславль. Там как раз недавно открылось новое производство — по выпуску модных нынче топливных гранул, пеллет. Из соломы, между прочим, что уже само по себе интересно. Но куда любопытнее разузнать у местных энтузиастов, насколько легко даются такие вот проекты, совмещающие бизнес и социалку.

Без работы — только ленивый?

Виктор Гриненко, заместитель директора по производству УКПП «Водоканал» Мстиславского района, отвечает сразу за два проекта. Они-то явно выходят за рамки основной деятельности. Однако ж и заборы бетонные делают, и теперь еще за экологически чистое топливо взялись водоканаловцы. Зачем нужен такой вираж — в сторону вспомогательных «промыслов»?

— Вы же сами сказали, новые рабочие места — это и бизнес, то бишь зарабатывание денег, и решение социальной проблемы — занятости, — отвечает Гриненко. — Вроде и не так много — в общей сложности на двух производствах сможем занять 25 человек. Но здесь и сами расширяем горизонты, и людям даем возможность заработать…

— Водное хозяйство — хлопотнейшее! Особенно в глубинке. Вот и занимались бы им? Проблем-то пруд пруди. А тут заборы да пеллеты. Кому доверите поднимать новые «промыслы»?

— Это вы про качество трудового ресурса в глубинке? — подхватывает мысль собеседник. — Говорите, многие предприниматели сетуют — трудно заполнять вакансии на новых производствах? Соглашусь с коллегами! Ведь ясно же — сегодня без работы в основном ходит только ленивый или тот, кто «дружит» с бутылкой. Они обычно говорят: мало платите! Не будем за копейки вкалывать!

Но, поверьте, для Мстиславля наши заработки вполне приличные. Беда в том, что многие люди еще привыкли хотеть кучу денег зашибать, не прикладывая к этому максимум усилий. А зарплата ведь должна быть какая? Фиксированная? Нет, простите за тавтологию, заработанная!

Другое дело, насколько работодатель создает условия для роста доходов. Нет ли уравниловки? Позволяет ли система оплаты труда простимулировать действительно толкового работника? У нас, к примеру, если рабочий захочет, постарается основательно, то получит в месяц даже больше, чем заместитель директора…

Как сделать заброшенный свинарник солидным цехом?

— Смотрите, тут еще недавно был свинарник, — показывает уже вполне окультуренное помещение Виктор Гриненко. — Можно сказать, что и в прямом, и в переносном смысле. Прежде объект принадлежал кооператорам. Но красивых упитанных хрюшек тут уж давненько не водилось. Нам здание передали по решению местной власти. В принципе, судьба этого и многих других пустующих производственных площадей в руках районных чиновников. Есть у тех желание, намерение оживить запущенную территорию — новый хозяин непременно найдется! А ждать с моря погоды — так дело не сдвинется.

Бывая в малых городах, поселках регулярно, не могла не заметить: хотя кое в какие строения вдохнули новую жизнь, хватает еще и тех объектов, которые, как ни крути, стоит признать бесхозными. Нет, на бумаге у них есть хозяева, но вот какую реальную пользу они извлекают из обладания проблемной недвижимостью?

— Не скажу, что процедура оживления пустующих зданий (а нам еще и бывшие уксовские склады недавно передали) проста, — говорит заместитель директора мстиславского «Водоканала». — Тут есть проблемные моменты, но в целом все решаемо. Хотя перерегистрация, отвод земельного участка месяца два занимают, не меньше. Получается ли приобрести за чисто символическую одну базовую? Да, формально, быть может, где-то и так... Но, учтите, ведь за переоформление нам, производственникам, приходится денежки выкладывать из своего кармана, и не такие уж малые! А ведь в условиях, когда свободных средств негусто, любая копейка на счету.

Между тем никаких льгот тем, кто окультуривает, дарит новую жизнь запущенным производственным площадям, не предусмотрено. В бывшем свинарнике в Мстиславле тем не менее запускают пеллетную производственную линию. Да, затраты пришлось нести по тому же переоформлению экс-свинарника, но ведь будет любопытный бизнес. Интересно, а почему на «Водоканале» решили сырьем сделать... солому? И хватит ли ее для новой линии, не будет ли простаивать?

— Здесь мы просчитали все серьезно, — раскладывает по полочкам Гриненко. — В год на Мстиславщине реально разжиться как минимум двенадцатью тысячами тонн соломы. (Есть задумки сделать в дальнейшем линию многосырьевой, то есть производить пеллеты и на древесной основе.) Что это за диво такое — экологически чистое топливо? Можно и в печку, и в паровое отопление задействовать. К слову, в районе под наше производство сразу же стали подстраиваться коммунальники — ставят два котла, которые будут «кормиться» пеллетами. Но если откровенно, то внутренний рынок для нас менее привлекателен, нежели внешний. Нужно разживаться валютой, поэтому и задумали поставить на пеллеты.

Кладезь идей Стефаняка

Насколько быстро оправдает надежды внутренняя инвестиция? Ведь уровень заработной платы простого труженика, а соответственно, и его закрепляемость напрямую зависят от того, как сработают вложенные деньги. Пеллетное производство в Мстиславле окупится года через два, вряд ли быстрее. По сегодняшней ситуации выгоднее было бы ставить на древесные отходы в плане сырья, но рыночная обстановка вполне может «качнуться» и в другую сторону.

— Могилевский облисполком помог нам с приобретением необходимого оборудования, деньги выделили по программе энергосбережения, — рассказывает Гриненко. — Правда, их хватило только на часть нужной «начинки» для цеха. Кое-что пришлось докупать за счет собственных средств. Универсализация же, когда пеллеты, надеюсь, станем производить из древесных отходов, пойдет опять же за наш счет исключительно. Возможно, освоим выпуск смешанных древесно-соломенных гранул.

Удивительное дело:  откуда при таком, прямо скажем, нетепличном раскладе у Владимира Стефаняка, директора УКПП «Водоканал» Мстиславского района, столько энтузиазма по налаживанию новых производств? Ведь, поделился замдиректора, кладезь производственных идей от руководителя вовсе не исчерпан. Будет третье бизнес-ответвление? Не исключено. Чем займутся еще водоканаловцы? Пока коммерческая тайна. И так потенциальные работники заметили инициативу активного работодателя. Пришлось даже объявление повесить — дескать, пока новых рабочих мест не предвидится. Выходит, не лишь бы какие вакансии востребованы, а на тех производствах, где шевелятся, пытаются наладить новый эффективный бизнес.

Открыть дело за ссуду

В Мстиславском райисполкоме «БН» подтвердили: создание новых рабочих мест — на постоянном контроле. И хотя сейчас официально зарегистрированный уровень безработицы по району всего 0,5 процента, работать есть над чем.

Вот, к примеру, легко или сложно найти занятие в райцентре, на селе? Какие профессии нынче пользуются спросом на Мстиславщине? Среди наиболее востребованных — строители, постоянно есть около четырех десятков вакансий для каменщиков, например. С руками «оторвут» в районе швей, благо не так давно заработало предприятие «Росмодерн» (по инициативе российского бизнесмена). Предполагается, что уже в следующем году на этом швейном производстве откроется еще около двух десятков вакансий.

Возвращаясь к разговору о ссудах… В Мстиславском райисполкоме напомнили: по-прежнему у безработных, кроме варианта переучиваться, есть шанс взять субсидию на открытие собственного небольшого дела.  Можно в райцентре, а можно и в деревнях. Субсидия — примерно четыре миллиона рублей (напомним, получить деньги нельзя, если не представишь бизнес-план!) Сейчас, к слову, на Мстиславщине имеются шесть претендентов на такую помощь от государства. Трое из шести безработных, что любопытно, хотят поставить на пчеловодство — обзавестись пасеками в сельской местности. Еще два планируют производить тротуарную плитку. А женщина, недавно закончившая курсы парикмахеров, тоже  по линии службы занятости, теперь подумывает открыть частную «цырульню» в Мстиславле.

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

НА СНИМКЕ: Виктор ГРИНЕНКО рассчитывает, что мстиславские пеллеты неплохо «пойдут»  на европейском рынке.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter