О трудоустройстве в глубинке

Вакансия ищет соискателя

Сосед, много лет прослуживший в милиции и вышедший в отставку в звании подполковника, нашел себе работу в деревне. Теперь он — заместитель председателя сельхозпредприятия. Ежедневно ездит из Могилева за 25 километров и обратно. Да, в таких разъездах есть неудобства. Но соседу нравится новый коллектив, устраивает зарплата и должностные обязанности вполне понятны. А главное — его там ценят как человека дисциплинированного, исполнительного, привыкшего к порядку и имеющего огромный опыт руководящей работы. Словом, обе стороны довольны.


Сегодня, когда найти работу рядом с домом не всегда просто, это, по–моему, отличный выход. В службу занятости сейчас потянулись и те, кто лишился рабочего места в результате оптимизации производства и желающие избежать уплаты сбора на финансирование госрасходов. По данным Министерства труда и социальной защиты, численность безработных, состоявших на учете на 1 марта, — 51,1 тысячи человек. При этом уровень зарегистрированной безработицы на конец февраля 2016 года — 1,1 процента к численности экономически активного населения. Вроде и немного, тем не менее коэффициент напряженности увеличился с 0,7 на 1 января до 1,8 безработных на одну вакансию на 1 марта.

Жители райцентров считают себя в плане работы чуть ли не самыми обделенными. Постоянно сетуют, что именно им трудно устроиться из–за небольшого количества промышленных предприятий в маленьких городках. Но так ли это? Вот, для примера, типичный сельский Кировский район. В его службе занятости на учете в качестве безработных состоят 95 человек, а предлагается 103 вакансии. И главное, четыре пятых этих рабочих мест — в районном центре. Лишь около 20 — в сельской местности. Так что трудоустроиться можно не только в отдаленной деревне за небольшую зарплату, как мы привыкли считать.

Заведующая сектором занятости населения управления по труду, занятости и социальной защите Кировского райисполкома Людмила Пимошина рассказала о том, какие предлагаются вакансии. Конечно, многие из них только для людей с дипломами о высшем образовании — ветврачей, зоотехников, бухгалтеров, социальных педагогов, психологов. Но есть места и попроще: на предприятиях ждут подсобных рабочих, животноводов, полеводов, продавца и электромонтера.

А на учете в качестве безработных состоят швея, повар, продавец, оператор машинного доения, электрогазосварщик, маляр, техник, воспитатель детского сада и даже два дипломированных специалиста — экономист и агроном. Правда, некоторых из них не берут без стажа работы, без опыта, а другие и сами принимать предложения не спешат: не устраивают то зарплата, то график. Да, не всегда желаемое совпадает с действительным. Но это жизнь...

Вот и получается, что соискатели рабочего места в глубинке жалуются на нехватку вакансий. А наниматели в свою очередь — на ограниченность кадрового потенциала. Такое вот противоречие. И где же выход?

Сейчас для привлечения молодых кадров с дипломами работники местного райисполкома и руководители предприятий ездят в вузы, которые готовят представителей нужных профессий, встречаются с проректорами и студентами–старшекурсниками. Многие направили заявки, планируют лично присутствовать на распределении. А пока создают для молодежи все условия, включая предоставление благоустроенного жилья. Конечно, такая серьезная задача, как приток кадров, в одночасье не решается, но все же начатая недавно целенаправленная работа рано или поздно должна принести результаты. Но, по–моему, чтобы вопрос решался успешнее и быстрее — студентам–то еще выучиться надо, — не мешало бы обратить взор на опытных, зрелых специалистов, которые живут в соседнем Бобруйском районе. Ведь и они могли бы помочь занять «пустоты». Именно такой выход нашли, к примеру, в Дрибине, куда очень многие руководители ездят из академических Горок, где в свое время получили образование в старейшем вузе страны, а потом поселились. Жить–то здесь хорошо, а вот достойную должность найти непросто: очень большая конкуренция. Вот и потянулись люди туда, где есть перспективы карьерного роста.

В Кировске же, приятном тихом городке с населением около 8 тысяч человек, находящемся всего в 27 километрах от почти 220–тысячного Бобруйска, происходит пока все наоборот. Идет постоянный отток кадров: транспортное сообщение между городами прекрасное — автобусы, маршрутки ходят каждый час. И хотя иногда бобруйчане приезжают в Кировск и окрестности трудоустраиваться, это, скорее, исключение из правила.

Может быть, для представителей рабочих профессий, для которых не нашлось вакансий в маленьком городе по специальности, действительно есть смысл искать себя в крупном городе, где больше заводов и других крупных предприятий. А вот дипломированным специалистам есть повод задуматься: в глубинке их всегда примут с распростертыми объятиями, будут ценить, уважать, предложат лучшие условия. И постоянное место жительства, если не хочется, менять не надо. Можно, как многие другие, ездить туда и обратно. В общем, на мой взгляд, время диктует свои условия: кадры должны быть мобильнее, трудовая миграция становится нормой. И это не наше изобретение. Так давно живет мир.

irina_mendeleva@mail.ru

Фото "СБ"

Советская Белоруссия № 78 (24960). Среда, 27 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter