Где человеку в возрасте найти работу

Вакансия для пенсионера

По статистике, почти 25 процентов пенсионеров — около 614 тысяч человек — в нашей стране продолжают работать. Кому-то не хватает денег на жизнь, кто-то не хочет скучать дома.

фото рейтер.

Валентине Федоровне Цыкуновой из агро­городка Семука­чи Моги­левского района 63 года, ее супругу Анатолию Ивановичу — 64. Оба пенсионеры, но продолжают трудиться социальными работниками. На обслуживании у жены 10 пенсионеров, у мужа — 8. Но ко всем своим подопечным ходят вместе, так проще. Она выполняет женскую работу, он — мужскую, которой тоже немало: наколоть дрова, застеклить веранду, недавно даже сделал скворечники.

Все старики, которым супруги помогают, в возрасте за 80 лет. Уже привыкли к доброжелательной семейной паре, воспринимают как родственников, не хотят никого другого. Социальные работники Цыкуновы знают детей и внуков своих подопечных, в курсе всех их семейных дел. На вопрос, почему они предпочли работу заслуженному отдыху, Валентина Федоровна отвечает:

— Конечно, немаловажна прибавка к пенсиям, но даже не это главное. У нас ведь есть хозяйство, держим коровку, так что не бедствуем. Но очень важно ощущать свою нужность людям, а старики нас ждут, любят, это очень приятно.

Валентина Федоровна родилась в многодетной семье, в которой с шести лет малыши уже работали — помогали маме по хозяйству. В молодости она трудилась на кухне в школе, а затем, как только стала развиваться социальная служба, в 1990-е годы, перешла туда. Так что общий стаж на этом месте — 30 лет. 13 лет назад женщина вышла на пенсию — на пять лет раньше положенного срока как инвалид с детства, но работу не оставила. Муж, ­пока не вышел на пенсию три года назад, был прорабом на сельхозпредприятии. И вот сейчас они помогают старикам сообща.

Валентина и Анатолий Цыкуновы без работы себя не представляют и очень довольны, что она есть.  
Фото из личного архива семьи Цыкуновых

Да еще время от времени успевают помогать и сельсовету — к примеру, убирать на кладбище. Супруги считают, что жизнь — это движение, и пока у обоих есть силы, будут продолжать работать.

Многие жалуются, что даже людям трудоспособного возраста сегодня непросто найти работу. Что уж говорить о пенсионерах. Однако надо иметь в виду, что люди старшего возраста в большинстве своем менее привередливы, у них нет стремления делать карьеру. В общем, соглашаются практически на любой труд. К тому же их устроит и более скромное вознаграждение, ведь есть уже гарантированная подушка бе­зопасности в виде пенсии.

На какие же работы готовы взять пенсионеров в Могилеве и Могилевской области? На специализированных интернет-ресурсах нашлось немало вакансий. Швеи-надомницы с неполной занятостью и зарплатой 300 руб­лей. Дворнику и повару обещают от 400 рублей, столько же кухонной рабочей. На 400—500 руб­лей приглашают сторожей, в том числе пенсионного возраста.

Пенсионеров зовут электриками в гаражные кооперативы на полставки — оплата по договоренности.

Также нашлись вакансии диспетчера такси, грузчика, уборщицы, курьера — распространителя печатной продукции, упаковщицы. Правда, многие могилевские пенсионеры, согласившиеся на такие предложения, говорят, что либо обязанностей очень много, либо неполный рабочий день и платят копейки.

Если человек владеет каким-нибудь ремеслом, можно вести занятия для детей и взрослых: обучать шитью, вязанию, лепке из глины и другому. В крайнем случае можно всегда найти работу продавца или кассира-контролера: в некоторые магазины и павильоны возьмут даже без опыта работы. Правда, зарплата в большинстве случаев будет сдельной: гарантированный минимум, остальное — проценты от продаж.

При желании можно найти и высокооплачиваемую работу: к примеру, няни или сиделки за 5 рублей в час. Опять же при условии, что человек обладает специальными навыками, да и работа нелегкая.

А социальным работником, особенно на селе, можно устроиться практически в любом районе Могилевщины. Их всегда не хватает, ведь в отдаленных деревнях остались одни старики.

Звоню по объявлению одному из нанимателей в Бобруйском районе, чтобы якобы трудоустроить знакомую-пенсионерку. Он настроен вполне доброжелательно: спрашивает, сколько лет приятельнице, где трудилась раньше. Объясняет, что в его торговый павильон требуется второй продавец. Женщина, которая там работает, — тоже пенсионерка. Услышав, что моя знакомая ничего в торговле не понимает, успокаивает: можно попробовать, сменщица обучит, она опытная. По оплате предупреждает честно: комиссионная — пять процентов от выручки. Договор, правда, гражданско-правовой обещает заключить официально. Увы, побеседовав с будущей сменщицей, узнаю, что торговля идет вяло: больше 150—200 рублей в месяц вряд ли заработаешь. Хотя со временем, возможно, покупателей станет больше.

В Шкловском районе по знакомству быстро нахожу сезонную работу — помогать пожилой дачнице по хозяйству. В обязанности помощницы входят уход за огородом (посадка, прополка), уборка в домике, благоустройство участка. Оплата — 10 рублей за каждый день работы плюс питание за счет хозяйки и осенью дадут часть урожая. Здесь, конечно, составлять контракт не предлагают. При этом приветствуются самозанятые, которые платят налоги.

Предприниматель Алек­сей Ковалев рассказывает о плюсах и минусах работников-пенсио­неров:

— Конечно, они труднее поддаются обучению, хуже владеют гаджетами, многое делают по старинке. При этом более дисциплинированны, очень ценят свое место, не требуют каких-то особых условий. Иногда на простую работу приходят образованные пожилые люди, которые раньше занимали должности, становятся надежными помощниками нанимателя. У них есть чему поучиться — имеют глубокие знания в определенных областях. При этом некоторые внимательно следят за изменениями в законодательстве, всегда переживают за порученный участок работы.

Могилевчанка Тамара, много лет работавшая в кадровом агентстве, рассказала:

— Да, пенсионеру найти работу гораздо сложнее, чем человеку трудоспособного возраста, особенно по специальности. Так всегда было. С другой стороны, для них неплохой вариант — самозанятость. Плати налог и, к примеру, выгуливай собак, пока хозяева на работе. При этом во все времена ценились профессионалы. Знаю многих учителей, медицинских работников в возрасте, которые продолжают работать, особенно в сельской местности. В Могилеве в некоторых аптеках трудятся пенсионеры и справляются не хуже своих молодых коллег. Очень ценятся опытные прорабы на стройках — там часто на возраст не смотрят. Нередко охотно берут пенсионеров специалистами по охране труда. И опытному бухгалтеру в возрасте вряд ли на дверь укажут.

Моя собеседница считает, что главное — не дата рождения, а готовность узнавать, осваивать что-то новое. И вообще, как бы трудно ни было найти работу, при желании большинство трудоустраивается.

Собираетесь ли вы продолжить работу на пенсии?

Вадим Сорокин, инженер:

— Конечно, причем как можно дольше. Пока будут держать на этой работе, останусь здесь, потом буду искать что-то попроще. Отец супруги до 80 лет работал.

Марина Волкова, экономист:

— Уже второй год работаю на пенсии, думаю задержаться в коллективе еще немного. А потом, когда контракт закончится, планирую продавать на рынке овощи-фрукты со своего дачного участка.

Владимир Матусевич, плотник:

— До пенсии еще дожить надо, там видно будет. Но скорее не буду постоянно работать, а подрабатывать собираюсь.

mendeleva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter