Вагонный патруль

Милиция взяла поезда под усиленную охрану
Милиция взяла поезда под усиленную охрану

В конце июня целыми сутками сотрудники отделов транспортной милиции сопровождали практически все поезда, проходящие по территории нашей страны: и электрички, и дизели, пассажирские и скорые поезда... Эта своеобразная профилактическая акция проводилась в связи с резким сезонным увеличением пассажиропотока, а соответственно в связи с увеличением количества различных «дорожных» правонарушений.

В Барановичском отделе внутренних дел на транспорте меня встретили с пониманием: «Хотите с нашими сотрудниками проехаться в электричке? Пожалуйста! Увидите, как люди рассеяны бывают...» Барановичский ОВДТ — один из самых крупных в Беларуси: 660 километров железной дороги, 9 вокзалов, 44 станции, 86 остановочных пунктов. Участок обслуживания отдела находится в 4 областях и 14 районах страны. За год в этой зоне продают более 10 миллионов железнодорожных билетов, а поезда от Барановичей разбегаются в шести направлениях — на Минск, Брест, Лунинец, Слуцк, Гродно и Лиду.

А поезд — чух, чух, чух...

Вот под это самое «чух, чух, чух» спится в электричке или дизеле очень сладко. Сладко и крепко. Ворам, кстати, только это и надо. Вы буквально на секунду закрыли глаза, а сумки или чемодана уже нет. Практически все пассажиры помнят, на какой станции проснулись, а вот на какой заснули, увы... И сколько времени прошло с момента исчезновения вещей не знают. А уж кто рядом ехал, и подавно не вспомнят.

Проходя вместе с патрульными Виктором Мартинкевичем и Дмитрием Здановичем по вагонам электрички Брест — Минск, я впервые обратила внимание на то, сколько же пассажиров мирно спит, оставив собственный багаж на произвол судьбы.

Вот бабулька дремлет на одном конце сиденья, а сумка, старая и потертая, но доверху набитая городскими гостинцами, свалилась на пол. Вот курортники: женщина и двое ребятишек спят на сиденьях, а чемодан стоит рядом, в проходе. Вот студент склонил голову к окну, рюкзак пристроил у локтя — бери, злодей, и уходи. Парень не проснется, ведь даже глаза не открыл, когда сотрудники милиции попытались его разбудить. Тогда милиционеры перекладывают рюкзак студенту на колени. Тот в полусне хватает его руками, но глаза так и не открывает.

А еще пассажиры оставляют вещи и уходят, например, в туалет или покурить, хотя за это в электропоездах предусмотрен штраф. Но желание глотнуть дым порой сильнее здравого смысла и обходится нарушителю гораздо дороже одной пачки сигарет...

83 процента преступлений, регистрируемых в транспортной милиции, — кражи имущества. 25 процентов из них происходит в электропоездах.

Чумазый путешественник

...В тамбуре электрички сидит на корточках цыганенок: темноглазый, неумытый. Лет ему по виду не больше 12.

— Ты куда едешь?

— К бабушке!

— Почему один?

— А я всегда один ез
жу... Всю Беларусь объехал, — гордо заявляет чумазый путешественник.

— Родители твои где? — спрашиваю его.

— Отец меня бросил, у него другая семья. А мама в тюрьме сидит.

— За что?

— Погадала кому–то...

— И сколько лет ей дали?

— Десять, — шмыгает носом цыганенок.

Вот это «погадала»! Позолотила ручку, скорее всего, в «особо крупном размере»!

Юный бродяга между тем рассказывает, что жил у родного дяди недалеко от Бреста, что скучает по бабушке, но где она живет, точно не знает — просто помнит наглядно. Что родители родом не из Беларуси, кочевые цыгане, а это значит — местной прописки у его родственников нет, и найти их практически невозможно.

Сотрудникам милиции остается только присматривать за мальчишкой во время дороги да покормить его на ближайшем вокзале. Так мы и патрулируем электропоезд — два милиционера, я и цыганенок.

Рыбаки и дачники

Пока патрульные разбираются с мальчуганом, поступает вызов: в одном из вагонов — буйные «зайцы». Платить не желают, ревизорам хамят. Отправляемся туда.

Два паренька 20 — 22 лет с удочками и рюкзаками утверждают, что не успели купить билеты. А проехать им всего одну остановку, до озера. И денег у них с собой нет. Во всяком случае, столько, сколько требуется для уплаты штрафа.

Агрессивно кидавшиеся на женщин–ревизоров рыбаки, увидев милицию, присмирели, поуспокоились.

Впрочем, таких вот «зайцев» в электричках хватает. В этом же поезде ехали несколько дачников, также опоздавших и не купивших билет. Заплатив штраф, одна из женщин, узнав, что разговаривает с журналисткой, сразу же высказалась:

— Вы лучше напишите, чтобы в электричках билеты продавали, как в автобусах... Я вот и готова купить, да негде. Безобразие это!

Об амнистии и легком поведении

Вздрогнув, мужчина попытался спрятать от нас бутылку водки, но, поняв, что опоздал, просто поставил ее на пол. Один из компании раздосадованно крутил в пальцах пустой пластиковый стаканчик: «Эх, помешали!» Третий густо разрисованными татуировкой руками что–то переставлял в сумке. Я заглянула через плечо — тоже водку.

Бывшие заключенные, теперь уже амнистированные, компаниями возвращаются домой из мест не столь отдаленных. Только за порог колонии, и первым делом в магазин — за спиртным, потом бегом на электричку. Распивают уже тут, отмечая долгожданную свободу.

— Эти еще спокойные, — говорит Виктор Мартинкевич, проверив у троицы справки об освобождении. — А бывают такие... «нарванные». После ста граммов чувствуют себя королями, скандалят, лезут в драку...

Так как сообразить на троих экс–зэки еще не успели, их предупреждают и отпускают с миром. Пусть и недовольно, но водку мужики припрятали. Видимо, решили, что с милицией шутки плохи, и лучше уж гулянье устроить на частной территории, а не в общественном месте, коим является электричка. И распитие спиртного в ней карается по закону — штрафом.

— Пьяные люди чего только не вытворяют в поездах, есть что вспомнить — книжку можно написать! — говорят мне патрульные и рассказывают историю, произошедшую несколько лет назад.

...Ехала в электропоезде девушка, любимица родителей, одетая по последнему слову моды, с украшениями на всех возможных местах и с немалой суммой карманных денег. Всем хороша была пассажирка, кроме одного... Не хватало ей строгости в поведении. Легкодоступной девушка оказалась, попросту. Свела знакомство с двумя друзьями, путешествующими в соседнем вагоне, выпила с ними водки и недолго думая занялась сексом с одним из случайных попутчиков. Прямо здесь же, в электричке. И до того искусным оказался партнер, что девушка от переполнявших ее чувств совсем голову потеряла. Рассталась с мимолетным любовником, а на станции обнаружила, что во время полового акта снял он с красавицы все золото и деньги карманные тоже умыкнул. Когда только успел?!

Ушлого мачо сняли с электрички в Барановичах, но ни золота, ни денег при нем не обнаружили. Только через сутки парень признался, что драгоценности и рублики... проглотил, когда милиционеров на перроне в Барановичах увидел. Вот так!

...А вообще, конечно, в работе сотрудников транспортной милиции много такого, что читателям вряд ли покажется интересным: все те же буйные пьяные, пассажиры, «проспавшие» свои вещи и кошельки, все те же подростки, бьющие окна поездов и стекла семафоров... А еще бомжи, волокущие на дизели добычу с неохраняемых дач: капусту, редиску, лук, посаженные и выращенные чужими руками. Картежники, курильщики, безбилетники... Рутина, иной раз мешающая сотрудникам милиции сосредоточиться на предотвращении по–настоящему опасных преступлений. Впрочем, статистика свидетельствует, что пока сил у милиции хватает на все. В прошлом году только сотрудники Барановичского ОВДТ сопроводили более 800 поездов, и лишь в двух из них были совершены преступления.

...С легким головокружением, как после хорошего морского шторма (походите–ка пару часов по раскачивающимся вагонам!), я возвращалась домой, раз за разом прокручивая увиденные при патрулировании поучительные сценки. Что ж... Следующий раз, когда буду ехать в электричке или дизеле, обязательно буду начеку. Что и вам рекомендую.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter