Корреспонденты «СОЮЗа» в Минске и Москве примерили форму проводника пассажирского поезда

Вагончик тронулся

Корреспонденты «СОЮЗа» в Минске и Москве примерили форму проводника пассажирского поезда


Работники поездных бригад — самая многочисленная категория сотрудников российской Федеральной пассажирской компании. 43 тысячи человек — это проводники пассажирских вагонов. Три четверти из них — женщины, средний возраст которых составляет 42 года. Средний возраст мужчин–проводников — 39 лет.


Проводник встречает пассажира при посадке. На всем пути следования поезда дежурный проводник обязан оперативно реагировать на просьбы и пожелания пассажиров. Маломобильным пассажирам, людям пожилого возраста и пассажирам с детьми проводник должен помочь застелить спальное место.

Не менее трех раз в сутки пассажирам предлагается чайная продукция, также проводник обязан принести напитки. По просьбе пассажира ему могут быть выданы шахматы, шашки, домино. К проводникам вагонов фирменных поездов предъявляются повышенные требования. Чтобы обслуживать такие поезда, проводник должен пройти обучение по специальной программе. Обслуживая вагоны класса «люкс», проводники обязаны застелить белье на всех спальных местах, разложить в определенном порядке полотенца, халаты, гигиенические наборы, сервировать стол определенным образом. Также проводник должен проинформировать пассажира о технических возможностях купе (как пользоваться телевизором, кондиционером, индивидуальными магнитными ключами–картами).

Существуют отдельные требования к обслуживанию маломобильных пассажиров. Работник поездной бригады обязан оказывать содействие пассажиру с ограниченными физическими возможностями при посадке и перемещении в поезде. Проводник специализированного вагона, адаптированного для перевозки маломобильных групп граждан, обучен правилам эксплуатации подъемного устройства для посадки и высадки человека, передвигающегося на инвалидной коляске. Он должен ознакомить такого пассажира с работой специализированного оборудования в купе и туалете. Ежегодный оплачиваемый отпуск проводника — 28 календарных дней.

Тем временем в России

По данным Trud.ru, средняя зарплата проводника составляет 23 000 рублей. Самые высокие заработки — в Бурятии (37 443 руб.). Следом идут Новгородская область (34 000 руб.) и Хабаровский край (29 600 руб.). Среди похожих профессий самой высокооплачиваемой является бортпроводник (85 000 руб.). Проводник багажного вагона зарабатывает 25 000 рублей, почтового — 10 000. Больше всего проводников требуется в Московской и Волгоградской областях (12% всех вакансий), в Тамбовской и Архангельской областях (около 9%).

Татьяна Смольякова

smola@rg.ru


Сегодня на Белорусской железной дороге работают 3594 проводника. Многие годы эта профессия считалась преимущественно женской. Впрочем, среди молодежи мужчин становится все больше. Причем недостатка в кадрах «чыгунка» нынче не испытывает!

Для пассажиров проводники — это вежливые люди в форме заварят чай и кофе, выдадут белье, соберут билеты, натопят вагон... Но от их работы зависит не только комфорт, а еще и безопасность движения.

— Проводники обязаны следить за нагревом боксовых узлов, за показаниями систем пожарной сигнализации и утечки тока. Для этого в служебном купе установлено соответствующее оборудование. Если под вагоном появляется посторонний стук, что может быть признаком обрыва подвагонного оборудования, именно проводники обязаны принять необходимые меры к остановке поезда, — объясняет начальник отдела обслуживания пассажиров Белорусской железной дороги Денис Тонконог.

Большое значение имеет психологическая подготовка. Ведь пассажиры встречаются разные. А отдельное внимание уделяется обслуживанию людей с инвалидностью. Специализированные вагоны для перевозок инвалидов начали появляться в 2010 году. «В ближайшее время планируем включить эти вопросы в планы для подготовки проводников», — рассказали в пассажирской службе БелЖД.

Как правило, для начала проводников «обкатывают» на внутриреспубликанских маршрутах. А уже потом переводят на дальние рейсы. Через два года есть возможность пройти аттестацию на обслуживание фирменных поездов. К слову, за определенными поездами закрепляются постоянные бригады. В месяц каждый проводник работает в пределах 160–180 часов. Съездил на неделю в Казахстан и обратно (88 часов в дороге в одну сторону!) — считай, выполнил большую часть месячной нормы. Количество обслуживающего персонала на каждом конкретном маршруте зависит от времени нахождения состава в пути. Если график позволяет обеспечить проводнику отдых после 12 часов работы, то хватит и одного проводника на вагон. Отпуск у белорусского проводника — 26 календарных дней.

Тем временем в Беларуси

Профессию проводника пассажирского поезда можно получить в одном из трех специализированных колледжей (ныне подразделение Белорусского государственного университета транспорта). Они располагаются в Бресте, Минске и Гомеле. Для этого надо иметь среднее специальное образование. Освоить профессию проводника можно также на соответствующих курсах продолжительностью от трех месяцев и больше — в зависимости от уровня имеющихся у человека знаний.

Дмитрий Умпирович

deu@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter