Вагончик тронется, товар приглянется

Несмотря на запрет, торговцы в электричках бизнес не свернули

Несмотря на запрет, торговцы в электричках не свернули свой переносной бизнес

Ходячий магазин — так стоило бы их называть. Груженные сумками с водой, мороженым и прочей востребованной у пассажиров мелочью, они колесят по дизелям и электричкам. Спасая народ от жажды и легкого голода, эти люди сильно рискуют своим собственным кошельком. В этом лично убедился корреспондент «Р».

В субботу днем электропоезд Минск—Молодечно забит до отказа. Теснясь, пассажиры тихо бурчат друг на друга. И радуются, когда кто-то прибывает на нужную ему станцию. «Ратамка, — объявил женский голос. — Асцярожна, дзверы зачыняюцца. Наступны прыпынак — Крыжоўка».

Неожиданно люди притихли, будто в вагоне появилась примадонна российской эстрады. Но вместо «Миллиона алых роз» дама запела другую песню. «Лучшее в мире средство для чистоты ваших рук! — восклицала она, доставая пару хозяйственных перчаток. — Также в ассортименте имеется суперэффективный карандаш для очистки утюга. Только в моих дождевиках вам не страшен даже град». Завершив рекламную речовку, продавщица отправилась в «зрительный зал». Правда, не за цветами, а за деньгами пассажиров, которые те охотно протягивали ей в обмен на пластырь, прищепки и порошок для биотуалетов.

Обойдя весь вагон, женщина юркнула в другой.

Подбегаю. Прошусь в помощники.

— Торговать не дам — тут сноровка нужна, — предупреждает она. — Можешь сумки с товаром носить.

Итак, я в деле. Заведующая нашим переносным магазином — Алла Борисовна. Вот ее единственное и неоспоримое сходство с примадонной. Хотя тут все зовут ее просто тетя Алла. В бизнесе она уже лет десять. Когда-то попала под сокращение. Работу найти не получалось. Вот и пошла торговать в электричку. Дело для нее привычное: до этого в ресторане поезда трудилась.

— Свободных денег, чтобы закупить товар не было, — признается женщина, — поэтому начала с семечек. Покупала их за копейки. Жарила — и на продажу. Дело оказалось прибыльным, но очень тяжелым: с поезда — на кухню, от плиты — в вагон. И так без выходных.

Поднакопив немного, тетя Алла решила изменить ассортимент. Стала предлагать перчатки, плащи, пластырь.

— Основные клиенты — дачники, — рассказывает собеседница. — На них и ориентируюсь: вещи подбираю недорогие и необходимые за городом.

Товар же для продажи Алла Борисовна, как и многие здешние продавцы, закупает на рынке. Там в некоторых палатках все продается по тысяче, две или три. Это значит, например, что пилочка для ногтей и губка для мытья посуды стоят одинаково.

— Некоторые вещи покупаем оптом, тогда еще дешевле получается, — признается женщина.

Затем, прибавив к основной цене 30—35 процентов, несет товар в поезд. В рейс на продажу берет немного. Сегодня с собой десять дождевиков, пятнадцать пар резиновых перчаток, столько же хозяйственных. Двенадцать мелков для чистки утюга. Десять пакетиков порошка для биотуалетов. Ну и пластырь, губки для мытья посуды и клейкие ленты от мух, чтобы заполнить две сумки до краев.

— А что это у вас конкурентов нет? — интересуюсь.

— Почему? — округлив глаза, спрашивает собеседница. — Я еще двух женщин с таким же, как у меня, товаром знаю. Периодически появляются дамы с пирожками и мороженым.

С конкурентами проблем особых не было. Встречают они друг друга, конечно, не с хлебом-солью, но и не с кулаками. Недомолвок помогает избежать цена на товар — она у всех одинаковая.

— За клиента каждый борется по-своему, — говорит тетя Алла. — В основном манерой обслуживания. Часто в электричке ездят одни и те же пассажиры. И у каждого уже есть любимый продавец — у него и берут.

Вагоны и покупатели незаметно мелькают перед глазами.

— А перчатки у вас не китайские? — прервала наше торговое путешествие очередная покупательница. — Качество гарантируете?

Занудные клиенты — особый контингент. От них всегда тысяча вопросов и десять — убытка.

— С такими нужно обращаться аккуратно — клиент всегда прав, — признается Алла Борисовна.

Покупатели — народ своеобразный. Как-то солидный мужчина лет сорока попросил липкую ленту от мух. Взамен на товар дал купюру в пятьдесят тысяч. Женщина, которая и в день столько не зарабатывает, спросила: «А есть поменьше?» Богатый Буратино, видимо обидевшись, изменился в лице:

— Вы что? Сплюньте и постучите по дереву.

Пассажиры, слышавшие разговор, захохотали.

Правда, весело бывает не всегда. Воров женщина не боится. Товар у нее дешевый — брать нечего, да и выручка дневная невелика. Хотя, когда только начинала торговать, просила мужа, чтобы встречал с вечерних рейсов.

— Домой было страшно возвращаться, — говорит она. — Если что-нибудь случится, в милицию не пойдешь. А то и самой еще штраф дадут.

Но терпению второй половины пришел конец. И женщина перешла в утреннюю смену. Теперь каждый день в восемь утра садится на электричку и едет в Молодечно. Там пересаживается — и обратно домой за новой партией товара. Оттуда снова в поезд… Обычно в день Алла Борисовна делает два рейса. Остальное время дома на хозяйстве.

— В будние лучше ехать с утра, в выходные — в обед, — раскрывает торговые секреты женщина. Тогда дачников больше.

До станции Уша мы обошли все вагоны. Второй раз идти бессмысленно. Дачники, севшие в Минске, уже купили у нас все нужное. А тем, кто едет из деревни за продуктами в Молодечно, товар тети Аллы вряд ли нужен.

— Приготовьте билеты, — голос контролера-кассира звучит, как из-под земли.

Проверив документы на проезд, женщина в форме спокойно проходит мимо нашего переносного магазина.

— А что это она ничего не сказала? — спрашиваю.

— В смысле? — удивляется собеседница.

— Но вы же нелегально работаете? — говорю я.

— У меня проездной, а высаживают и штрафуют только милиционеры. В прошлом году получила 70 тысяч штрафа, но снова вышла на работу.

В общем, за рейс наторговали мы 20 тысяч. В месяц же у Аллы Борисовны выходит около миллиона. Триста тысяч уйдет на новый товар плюс проездной. Чистой прибыли — сущие копейки. За такой-то стресс и риск!

— Может, стоит работу сменить? — спрашиваю.

Но о другом ремесле женщина и не задумывается. Ей сложно представить жизнь без стука колес. И без пассажиров, которые покупают перчатки, пластырь… Не потому, что им это нужно, а потому, что кто-то позаботился об их комфорте.

В общем, относиться однозначно к работе таких торговцев, как Алла Борисовна, сложно. С одной стороны, пассажирам они не вредят. Скорее помогают не остаться на даче без мелких и нужных вещей. С другой же — они открыто нарушают закон и делают соучастниками всех покупателей, что, как понимаете, никаким образом не приветствуется. И выхода из ситуации два — или искоренить явление всеми доступными административными методами (не может ведь быть в целиком законопослушной среде этакий островок беззакония), или подумать, как мелкий этот бизнес легализовать. Третьего не дано.

---------------------------------

Прямая речь

Геннадий ВОРСО, замначальника Управления охраны правопорядка и профилактики УВД на транспорте МВД Беларуси:

— В 2010 году мы составили 52 протокола на нелегальных торговцев. За семь месяцев этого года — уже 48. Общая сумма штрафов превысила 22 миллиона. В основном товар у таких продавцов мелкий — пирожки, мороженое, газеты... А вот штрафы колебались от 35 до 700 тысяч рублей.

---------------------------------

Компетентно

Вадим ПОЛИЩУК, главный инженер Минского моторвагонного депо:

— Вообще, разрешения на торговлю в электропоездах до конца 2009 года выдавались только редакциям газет. Однако, наряду с легальными распространителями, появилось много мошенников. Купив пару газет и журналов, эти люди выдавали себя за законных продавцов. И, параллельно с прессой, торговали конфетами, семечками и другим мелким товаром. Из-за жалоб на таких «предпринимателей» в конце 2009 года мы перестали выдавать разрешения на реализацию печатных изданий. Но реально запрет существует лишь с мая 2010 года. К этому времени истек срок действия всех когда-либо выданных нами разрешений на торговлю в электропоездах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter