Гигин — о народности Дня народного единства и об усилившемся интересе белорусов к истории

Вадим Гигин, председатель РГОО «Белорусское общество «Знание»: «Каждая акция — это живой разговор, который зачастую продолжается в кулуарах»

Наш собеседник — председатель РГОО «Белорусское общество «Знание» Вадим ГИГИН. Человек, который на минувшей неделе в рамках акции «Беларусь адзiная» изо дня в день ездил по регионам и рассказывал белорусам о значении даты 17 сентября. Человек, который изо дня в день в рамках всевозможных проектов прививает белорусам интерес к истории. Говорим о том, насколько День народного единства уже стал или еще станет действительно сакральным и всенародным праздником, и о единстве граждан нашей страны.

Cпикеры диалоговой площадки «Беларусь адзiная»: председатель «Белорусского общества «Знание» Вадим Гигин, ректор Академии управления при Президенте Беларуси Вячеслав Данилович и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк.

— День народного единства — праздник для нашей страны достаточно молодой, и, увы, далеко не все белорусы еще понимают, что именно мы отмечаем 17 сентября. Почему так?

— На самом деле такая проблема стоит не только у нас — во многих странах. Не все американцы знают, что они празднуют 4 июля, не все россияне понимают, что такое для них 4 ноября. В Турции недавно отмечали столетие Дня Победы — и тот же вопрос. Имеются праздники с гораздо большей традицией, историей, но граждане того или иного государства в них не ориентируются. Но нас это успокаивать не должно. Этот праздник мы должны пропагандировать больше. Для этого имеется очень хорошая ментальная и информационная основа. У 17 сентября есть сильная сторона: это не праздник, декретированный, как это бывает, сверху. Вопрос о том, чтобы воссоединение Западной Белоруссии и БССР отмечалось на официальном уровне, стоял давно. Его перед органами государственной власти ставили сразу несколько групп граждан. Подобный праздник, к слову, отмечался с 1939-го до начала 1950-х годов. Даже в условиях Великой Отечественной войны. И эта дата, особенно у людей старшего поколения, отложилась в памяти. Не забываем, что в честь 17 сентября названы многие улицы в Западной Беларуси.

— Для белорусов самыми главными праздниками всегда считались День Победы и День Независимости. Насколько быстро, по вашему мнению, действительно народной датой может стать и День народного единства?

— В рамках акции «Беларусь адзiная» мы ездили по регионам, и я смело могу сказать, что для значительной части общества таким праздником он стал уже. Мало того, многие граждане настаивают, чтобы 17 сентября было признано выходным днем. В нашем менталитете есть праздники первого разряда — государственные, выходные, «красные дни календаря», а есть праздники, статус которых в народном сознании чуть пониже, которые выходными не являются. И это объективно, как бы мы к этому ни относились. Но с выходными днями тоже не все так просто. Я читал, что пишут, например, по поводу Дня независимости США, который в силу выходного статуса превратился для многих в «день барбекю». Для людей это очередное воскресенье посреди рабочей недели. Но мы не должны этого бояться. Это всегда происходит с любой подобной «красной» датой.

— А действительно ли этот праздник для Беларуси не менее значим, чем День Победы и День Независимости?

— Я бы не стал говорить, менее значим или более. Я бы сказал о той исторической подоплеке, в условиях которой ему был придан этот статус. Это очень символичный элемент переосмысления пути, пройденного современной Беларусью. Почему, несмотря на многочисленные обращения общественности к органам государственной власти и в 1999 году, и в 2009-м, и в 2019-м (в годы соответствующих юбилеев), они все-таки не шли на предание этой дате подобного статуса? Потому что не хотели обидеть Польшу. Поляки это историческое событие воспринимали и воспринимают крайне болезненно. Для них начало освободительного похода Красной армии — это драматический период в их истории. Мы, оглядываясь на них, немного наступали на горло собственной песне. Однако события 2020 года показали, что именно такой подход, который порой может восприниматься нашими соседями и другими государствами чуть ли не как сервильность, не укрепляет наш суверенитет, а подрывает его. И 17 сентября — это символ невозврата к тем ошибкам, к тем недоработкам, которые у нас были раньше и частично привели к ситуации 2020 года. Это символ более организованной политики в области исторической памяти. Равно как и расследование дела о геноциде белорусского народа, и особое внимание к нашей символике, и усиление патриотической работы, особенно в школе, — эти все мероприятия связаны в одну систему. То, что польские политики могут на это как-то по-другому смотреть, — это их проблемы. Они должны сами осознать свое прошлое, а мы будем строить свою историческую политику без оглядки на позицию наших соседей, тем более когда политику они проводят совсем не добрососедскую.

Акции «Беларусь адзiная» прошли в полных залах.
 
— А за рубежом подобные праздники, которые символизируют народное единство, есть?

— В российском обществе до сих пор ведется дискуссия по поводу 4 ноября — Дня народного единства, связанного с преодолением смуты в 1612 году. Мы много критикуем украинцев, но у них есть такой День соборности в память об «акте злуки», когда в январе 1919 года соединились Западно-Украинская народная республика и Украинская Народная Республика. Еще пример — соединение ГДР и ФРГ. Такие праздники характерны для народов, пребывавших в определенный период разъединенными. Но в отличие от тех же украинцев в Беларуси есть большое достижение — у нас нет разницы между «западэнцамi» и восточниками. Белорусская нация этот проведенный по живому Рижским мирным договором раскол сумела преодолеть. Все-таки разъединены мы были не так долго, несмотря на то, что политика польских властей была крайне агрессивной по отношению к белорусскому национальному самосознанию, когда пытались вытравить все белорусское. Но это породило мощнейшую волну сопротивления, которой мы гордимся. И все в совокупности придает дню 17 сентября сакральный смысл.

— На ваши акции «Беларусь адзiная» приходит действительно большое количество людей. В связи с последними событиями люди стали больше интересоваться историей?

— Мне кажется, что интерес к истории устойчиво высоким был всегда. Другое дело, что мы стали больше говорить об истории на уровне государственной власти. Чего стоит открытый урок Президента 1 сентября, который вызвал очень большой интерес, или реформа преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе. Вводятся новые дисциплины, вышел учебник «История белорусской государственности»… Всегда важно, чтобы общественный интерес встречал поддержку со стороны государства. А количество участников нашей республиканской акции действительно раза в полтора больше, чем в прошлом году, хотя и тематика более узкая. В прошлом году мы обсуждали более широкую повестку, а сейчас акцент на истории. Каждая акция — это весьма живой разговор, который зачастую затягивается и продолжается в кулуарах. Настаивают, например, на том, чтобы у нас был День партизан и подпольщиков. Наиболее четко это звучало в Пинске. Местные жители гордятся тем, что именно на Пинщине были первые бои — речь об отряде, затем о бригаде Коржа… Нюанс только в том, когда нам его праздновать. Следующий вопрос — о так называемой белорусской латинице, которую в свое время ввели не столько ради донесения наших географических названий до иностранцев, сколько с политическими целями. Есть вопросы, связанные с историческими названиями улиц, с увековечиванием того или иного события в период Великой Отечественной войны, разъяснением подходов государства к пониманию истории, того, что такое суверенитет Беларуси и единство нашего народа… Учитывая, что все мы, кто участвует в беседе, — члены совета по исторической политике, они не останутся подвешенными в воздухе. Если понадобится, мы будем обозначать их и перед руководством нашей страны.

— Как считаете, а единства в Беларуси стало больше?

— Именно единство белорусского народа помогло нам преодолеть события 2020 года. В прошлом году целью акции «Беларусь адзiная» было сшить социум, соединить разорванное взаимопонимание между большинством наших граждан, поддерживающих Президента, и теми, кого мы называем «змагарамi». Прошел год — и Глава государства сказал, что государство тем, кто одумался, в конкретных делах проявил готовность участвовать в дальнейшем развитии суверенной Беларуси, извлек уроки, готово протянуть руку. Это заслуга всех: и Президента, и народа. Осознание себя белорусами, осознание собственной гражданственности, понимания единства политической нации действительно стало более выпуклым, объемным, конкретным. А научили нас не только события двухлетней давности, но и то геополитическое противостояние, которое мы видим в мире. Альтернатива нашему единству — это события, которые мы наблюдаем как к югу от наших границ, так и в других регионах.

deu@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter