О проблемах, недостатках и силе ОДКБ

Без обиняков

Сказать, что саммит ОДКБ ждали с нетерпением, значит ничего не сказать. Впервые с момента начала специальной военной операции в Украине союзники России собрались, чтобы обменяться мнениями и поговорить об общей стратегии. Был, конечно, и саммит ЕАЭС в Бишкеке всего несколько недель назад, а до этого встречались и главы правительств. Но ОДКБ – организация особая, военно-политическая. Со всеми вытекающими.


Будем откровенны…

Первым слово взял Президент Беларуси. Так было положено по регламенту. Но это придало и драматургии всей встрече. Александр Лукашенко говорил откровенно, жестко. В своем стиле. А как иначе? Ведь для того и существуют подобные встречи. Ведь что это за объединение, в котором есть закрытые темы и фигуры умолчания? А проблем за минувшие 30 лет существования организации накопилось немало. Специальная военная операция все выявила и показала.

2 марта 2022 года на Генеральную Ассамблею ООН выносится резолюция по украинскому кризису явно антироссийского содержания. Беларусь выступает решительно против, а Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, наши союзники, воздерживаются. Не разобрались? Не успели опомниться? Хорошо! 24 марта ситуация повторяется. Под видом заботы о гуманитарной ситуации предлагается новая резолюция. Она опять составлена в недвусмысленном антироссийском тоне. Результат тот же. Правда, при голосовании об исключении России из Совета по правам человека ООН положение несколько исправилось. Но осадочек остался.

Да и только ли это? На наших глазах уже не первый месяц набирает обороты острый пограничный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном. Дело доходит до вооруженных столкновений. Душанбе даже перебрасывает на север войска с горячей афганской границы. А чего беспокоиться? Там же 201-я российская военная база, почти дивизия. В случае чего – прикроет.

А ведь это отражение тех процессов, которые развивались на постсоветском пространстве все последние годы. Фактически все наши интеграционные образования остаются недостроенными. Прогресс наблюдается только в развитии Союзного государства.

Все остальные структуры выглядят не столько площадками сбора, сколько инструментами более-менее цивилизованного развода. И, в общем, к этому все приложили руку. Но историческая ответственность за положение дел лежит все же на России как безусловном лидере. Тем более о готовности взять на себя такую ношу неоднократно заявляло и руководство нашего главного союзника.

Исправить ошибки

Сейчас одна из ключевых задач для Москвы - исправить те ошибки, которые накапливались не один десяток лет. Признаемся честно: постсоветское пространство превратилось для российской дипломатии в периферийное. А ведь это направление затрагивает жизненно важные национальные интересы России. И что мы здесь наблюдали? Принципы чубайсовской «либеральной империи», то есть пресловутое «что хорошо для «Газпрома», то хорошо и для России». А это касалось не только газа…

Свои проблемы и у союзников России. Москву, точнее Кремль, они рассматривают как источник поддержки в борьбе за власть, о котором можно позабыть в случае победы. Кстати, ориентация сразу на несколько центров силы, будь то Россия, США, Евросоюз или Китай, вполне понятна. Это даже естественное развитие процесса. И Москве здесь нужно не обижаться, а демонстрировать собственные конкурентные преимущества. Другое дело, что многие постсоветские политики попросту запутались в этих играх. Интрига заменила трезвый расчет и выверенную стратегию. А в нынешних условиях глобального геополитического противостояния они и вовсе выглядят растерянными. 

Фактически тут план простой: день простоять да ночь продержаться. А это путь в никуда. Коллективный Запад – противник сильный и коварный. При таких раскладах обыграет быстро и без затей.

Вопрос ребром

В этом плане больше всего недоуменных вопросов обращено к Казахстану. Именно ему как раз ОДКБ в январе этого года оказала неоценимую помощь в стабилизации внутриполитического положения. Тогда удалось прекратить кровавую эскалацию, а сама организация доказала свою жизнеспособность и эффективность. Поэтому нынешняя слишком сдержанная позиция казахстанского руководства, слишком мягкое отношение к очевидному всплеску национализма в стране требуют очень серьезных консультаций и дополнительных разъяснений. И это выражаясь корректным дипломатическим языком.

Беларусь ставит вопрос ребром: ОДКБ должна превратиться в полноценный военно-политический блок. В этом заинтересованы все. А потому и наши коллективные силы необходимо усиливать. Да и структуру командования следует приводить в соответствие с требованием времени.

Сейчас наметились три основных направления обеспечения коллективной безопасности: западное, кавказское и центральноазиатское. Значит, не стоит откладывать проблему создания региональных группировок. На повестке дня и вопрос о возможном расширении организации. Ведь, например, и у Узбекистана, и у Туркменистана с нами общие вызовы и угрозы.

Конечно же, принципиально важно расширять сотрудничество с другими партнерами. Прежде всего с Китаем. Владимир Путин обозначил перспективный способ для этого: взаимодействие с Шанхайской организацией сотрудничества. Напомним, что ШОС в свое время задумывалась именно как структура обеспечения безопасности в Евразийском регионе. Настала пора усилить военно-политическое значение ШОС. Нет сомнения, что это будет важным шагом к защите мира.

Состоявшийся саммит не назовешь проходным. И дело не только в том, что с подачи нашего Президента там откровенно поговорили, сверили часы. Есть вполне осязаемые результаты. Это и очередные учения, и совершенствование военно-технического сотрудничества. И все же сделать предстоит гораздо больше.

А начать нужно, как опять-таки подчеркивал Александр Лукашенко, с внутриблоковой солидарности. 

Если мы союзники, то и помогать должны друг другу во время нелегких испытаний. Тогда и противник, даже потенциальный, будет видеть нашу силу. 

Воля, решимость, солидарность на международной арене играют огромную роль. Главное – они могут упредить возникновение возможных угроз. А именно для этого и создавалась ОДКБ.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter