В зоне раскованного земледелия

Еще полугодом раньше я никак не мог объяснить своему любознательному товарищу с сельской пропиской, зачем это в минских гипермаркетах продают испанские помидоры, аргентинские окорока и какую-нибудь европейскую, но очень обыкновенную белокочанную капусту...

Что  городу  коротко  и  тесно,  то  деревне    на  вырост

Еще полугодом раньше я никак не мог объяснить своему любознательному товарищу с сельской пропиской, зачем это в минских гипермаркетах продают испанские помидоры, аргентинские окорока и какую-нибудь европейскую, но очень обыкновенную белокочанную капусту. И повод для его настырных домоганий давали даже не цены, хотя иногда привезенные с края материка овощи манили к себе ценниками значительно меньшими, чем, скажем, уверовавшие в свою исключительность и выросшие почти в черте города ждановичские. «Разве мы сами всего этого не выращиваем?! – искренне возмущался мой настырный земляк. – За морем ведь телушка — полушка, да рубль перевоз…» 

Пока я пытался ему объяснить, что, мол, есть особая каста потребителей, кому под сладким дымом отечества приятно даже в гастрономе отличаться престижными заморскими покупками, наступила очередь твердого сыра. Мой знакомый оказался его тверже: «При наших немелеющих молочных реках дожились, что Украина завалила прилавки сыром по 17 тысяч за кило. Ну ладно бы еще салом… Где же наше все, белорусское?» В каждой шутке всегда есть только доля шутки. А в каждом торговом кувырке, как в зеркале, всегда есть доля кувырка рыночного. Ничего из ничего не бывает. Чуткий расклад спроса и предложения, в том числе и на рынках соседних стран, похоже, понимает и мой небездипломный приятель – неизлечимый, слава богу, патриот белорусской деревни. Так вот, многие его вопросы в непрекращающейся дискуссии мы разобрали по косточкам. И почему выращенный и собранный добротный урожай у нас поможет селу и стране на фоне явного недорода у наших соседей. И куда вдруг ушли с берегов молочных рек качественные и доселе недорогие твердые сыры известных и популярных белорусских производителей. И благодаря чему минские прилавки заполонили не только украинские, но и быховские, рогачевские, хойникские молочные продукты. И даже кому из посредников бывает выгодно половить рыбку в не очень прозрачной воде ценового шторма, межгосударственных продовольственных приливов и отливов… 

А вот один вопрос поставил меня в тупик. Повысилась ли при этом зарплата доярки? Ну ты, братец, даешь!  А и в самом деле, потолстел ли кошелек тех, кто с рассвета до полуночи «дергает за сиськи» коров, если: а) повышены закупочные цены на молоко; б) мгновенно исчезнув, отечественные сыры вернулись на прилавки значительно подорожавшими? Не уверен. По крайней мере, если кошелек у доярки и потолстел в результате последних рыночных кульбитов, то далеко не у каждой… 

Так, к сожалению, повелось, что никак не стирается разница между городом и деревней. Это, знаете, как в большой трудовой семье: младший донашивает одежду старшего. Так и наше село. Что городу коротко и тесно, непрестижно и старомодно, то деревне – за милую душу, еще на долгие года и даже на вырост. Попробуй рабочему столичного завода недоплатить то, что ему положено... А вот с теми же дояркой, полеводом, пастухом можно не особо церемониться – у них, дескать, свой огород и подворье есть… Крестьянам, мол, и гипермаркеты, и неоновая расцветка улиц ни к чему, и на демонстрации мод не резиновые же сапоги и дешевые телогрейки им показывать... 

Нехорошо, несправедливо, асоциально. Но, слава богу, не везде, не повсеместно и только, можно сказать, на бытовом уровне. Ну, может, еще кое-где на местном. Потому что на высоком – государственном — к деревне отношение самое доброе, можно сказать, святое. 

Да и как иначе: сам Президент – человек сельский, многие члены правительства тоже. Все слова сказаны, решения приняты: и по госфинансированию, и по строительству агрогородков, и по социальным стандартам. Время сегодня предпочитает предприимчивых сельчан, если угодно – крестьян-менеджеров, рыночников, в том числе и прежде всего в среде их лидеров и руководителей, вплоть до председателей райисполкомов. При современных технологиях, современной технике пора, наверное, оставлять в прошлом затертый шаблон сравнения сельского хозяйства с зоной рискованного земледелия. Куда разумнее и выгоднее раскованно и свободно прогнозировать, считать и торговать всем тем, на что щедра земля-кормилица. 

Этим самым мы приблизим время, когда моя родная и почитаемая деревня станет рядом и вровень с законодателями мод, а доярка на отпускные захочет и сможет позволить себе высококлассное турне по Европе, где так популярен будет «надоенный» ею сыр… 

P.S. В это воскресенье – День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. После Дня Победы и «Дожинок» лично для меня это важнейший праздник. Низкий поклон тебе, деревня!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter