Президент провел совещание по вопросам повышения эффективности свободных экономических зон

В зоне особого внимания

Очередное совещание во Дворце Независимости с участием Президента было посвящено повышению эффективности свободных экономических зон. К разговору пригласили членов Правительства и руководство регионов. И вполне естественно, что в горячую уборочную пору, да еще в таком составе, обсуждение плавно перешло от узкоспециализированной тематики к актуальным вопросам повестки дня. 

Летний день год кормит. Поэтому одновременно с уборкой надо думать о севе озимых. Александр Лукашенко предельно жестко озвучил главное требование: 

— Выходить в поле технологически не готовым к посеву нельзя. Просто не надо сеять. За это ответят губернаторы и соответствующие министерства на всю катушку. Хватит обманывать самих себя. В пустую, как говорят крестьяне, землю класть зерно преступно! Подготовьте как надо почву и посейте в оптимальные сроки с соблюдением агротехнических требований. Не успеваете — не делайте. Отдайте эти земли тем хозяйствам и предприятиям, которые нуждаются в зерне. Но это надо сделать сейчас, чтобы они вовремя могли подготовить почву, посеять и убрать это зерно. 

Фото  БЕЛТА

Столь принципиальная позиция Президента вполне объяснима. На мировом продовольственном рынке сложилась крайне непростая ситуация. Потребность в продуктах питания, а значит, и цены на них будут расти. Беларусь должна воспользоваться этой конъюнктурой. В свое время наша страна вложила немало средств в развитие мясной и молочной отрасли, строительство и модернизацию молочно–товарных ферм. Это стало спасательным кругом и существенным допингом для всего сельского хозяйства. На молоке сегодня страна зарабатывает приличные деньги, а завтра сможем еще больше. Александр Лукашенко конкретизировал: значимость мяса и молока впредь будет возрастать, и прежде всего на нашем основном российском рынке.

— Уже обвально идет информация о том, что мясные продукты в России сильно подорожают, потому что сырье дорожает. Поэтому надо быть готовыми к торговле на наших основных рынках, но не забывать о своем внутреннем. И вопрос ценообразования — за это кто–то может потерять голову. И не только министр торговли, — предупредил Президент.

Однако вернемся все–таки к главной теме совещания. Закон о создании СЭЗ приняли еще 20 лет назад — и ничуть не прогадали. Сегодня в стране работает шесть свободных экономических зон, в которых зарегистрировано 409 резидентов и трудятся более 122 тысяч человек. Они формируют четыре процента ВВП. А еще на их долю приходится почти 13 процентов промышленного производства и около 16 процентов экспорта. Впрочем, Президент оценивает ситуацию не только на основе сухих цифр:

— Наверное, это весомый вклад. Но соизмерим ли он с теми льготами, которые предоставлены резидентам свободных экономических зон? Ведь когда они создавались, у людей не было работы и мы хватались за любую соломинку, чтобы не утонуть. Сегодня вопрос о том, чтобы просто занять людей в СЭЗ, предоставив там льготный режим для предприятий, не ставится. Нам нужны высокотехнологичные производства, которые дадут синергетический эффект на всю экономику. А просто там создать конторку, и кто–то будет болты, гайки клепать, это хорошо, но уже не соответствует тому уровню развития, на котором мы находимся.


В декабре 2016 года на совещании у Президента уже рассматривалось совершенствование правового режима работы СЭЗ. В жесткой борьбе за инвестора наши предприятия не должны были потерять конкурентоспособность на площадке ЕАЭС. Вскоре после того обсуждения Президент подписал указ, предусматривающий компенсационные меры в связи с отменой с 1 января 2017 года таможенных льгот для резидентов свободных экономических зон. В частности, был продлен срок функционирования СЭЗ до 2050 года и снижен минимальный объем инвестиций, дающий право претендовать на статус резидента СЭЗ. Расширены границы свободных экономических зон «Брест», «Гродноинвест» и «Витебск». Кроме того, резидентам СЭЗ предоставили налоговые льготы, освободили их от арендной платы за земельные участки.

В связи с этим Александр Лукашенко поинтересовался у должностных лиц, какой результат принесли эти меры экономике? И вообще, нужны ли нам сегодня свободные экономические зоны в том виде, в котором они мыслились? Ответ первого вице–премьера Василия Матюшевского не оставляет сомнений — решение приняли верное:

— Как минимум мы конкурируем за инвестиции на рынке Евразийского экономического союза. Конкурируя за инвестора, мы должны предоставлять ему условия не хуже, чем в других странах. Потому что у инвестора всегда есть возможность выбирать.

Результативность работы СЭЗ первый вице–премьер убедительно проиллюстрировал конкретными цифрами. За прошлый год резиденты получили льготы на сумму 275,5 миллиона рублей. При этом они уплатили в бюджет более 900 миллионов рублей налогов и сборов.

Но не все так гладко, как хотелось бы. Среди проблемных моментов — невысокая доля инновационной продукции, концентрация экспорта на рынках стран ЕАЭС, дефицит финансирования строительства инфраструктуры. Деньги из бюджета на эти цели выделяются по остаточному принципу. Вместе с тем только на возведение дополнительных сетей электро– и газоснабжения сегодня необходимо 106 миллионов рублей.

В связи с этим Правительство подготовило проект указа по дальнейшему развитию СЭЗ. Речь идет не о новых преференциях и льготах. Правительство проработало варианты привлечения заемных долгосрочных ресурсов, в том числе кредитов Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. 

«Общий объем заявленных инвестиций — где–то 850 млн долларов — это по всем шести зонам. Это новые заявленные проекты, под которые мы вместе с областями просили о возможности расширить свободные экономические зоны», — сказал Василий Матюшевский. 

Правительство предлагает предусмотреть дополнительные источники финансирования, которые предприятия могли бы использовать для создания необходимой инфраструктуры, в первую очередь это касается газо– и электроснабжения. Кроме того, речь идет о возможности расширения территорий СЭЗ под новые проекты, которые инвесторы готовы были бы реализовать.

Президент в целом поддержал проект указа, но с жесткими условиями. Если говорить упрощенно, в деятельности СЭЗ не должно быть никакой местечковости. Недопустима конкуренция друг с другом на внутреннем рынке. Во главу угла предприятия должны ставить экономические интересы страны. Иными словами, главный критерий эффективности — привлечение новых инвестиций, рост экспорта, валютная выручка и рентабельность производства. Отсюда и требование к социальной ответственности бизнеса, которую никто не отменял. Коль предприятие работает в тепличных условиях, отношение к людям, в том числе и уровень зарплаты на этом производстве, не должно вызывать никаких нареканий.

***

На ближайшее время Александр Лукашенко анонсировал ряд рабочих поездок по регионам страны, в ходе которых пообещал проверить, как выполняются его поручения. Лакмусовой бумагой в работе Правительства станет инспекция в Орше.

— Мне очень не хотелось бы иметь там публично неприятный разговор с министрами и Премьер–министром. В Орше должно быть сделано то, что я поручал, — подчеркнул Президент.

Именно Орша должна стать ориентиром для остальных крупных городов — Борисова, Молодечно, Бобруйска, Лиды и других.

— Вопрос не только в том, что там живут люди и должны работать производства. Вопрос в правильном размещении производительных сил, — уточнил Президент. — Если мы сокращаем строительство жилья, а значит, приток рабочей силы в Минск, то она должна быть равномерно размещена по Беларуси. Не только в областных центрах, а прежде всего в этих крупных городах.

Еще одно поручение Президента касалось оптимизации и модернизации всей системы возделывания, переработки льна и льноволокна, его продажи на экспорт. Этот вопрос также планируется обсудить в ближайшее время.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter