В зоне «мирного» атома

Когда в Чернобыле рванул четвертый энергоблок, специальные группы работников милиции и пожарной охраны МВД БССР экстренно выдвинулись в район бедствия...
Когда в Чернобыле рванул четвертый энергоблок, специальные группы работников милиции и пожарной охраны МВД БССР экстренно выдвинулись в район бедствия. В июне — июле 1986 года в деревне Стреличево Хойникского района в составе сводного отряда Высшей школы МВД СССР (ныне Академия МВД Беларуси) в 30–километровой зоне довелось побывать и мне, тогдашнему майору внутренней службы, сотруднику редакционно–издательского отдела вуза.

Наш «боевой ударный» сводный батальон под командованием полковника В.Комара расквартировался в средней школе. Дежурства длились по 12 часов. И когда поставили задачу взять под охрану объекты, расположенные близко к атомной электростанции, никто не смалодушничал.

Вместе с начальником политотдела школы полковником В.Подрезом мне довелось побывать практически во всех населенных пунктах, охрану которых обеспечивал наш сводный отряд. Примечательно, что слушатели чувствовали себя на дежурстве как опытные сотрудники. Благодаря их зоркости и проницательности было пресечено много нарушений законности в отселенной зоне.

Остановил как–то курсант Ю.Тимашков на КПП грузовую машину. Пропуска в зону водитель не имел. Откуда и куда едет, поведать отказался. Заглянули дежурные в кузов, а там в картонном ящике, заваленном разным хламом, — пять задушенных кур. Сам водитель собирался есть эту радиоактивную «вкуснятину» или намеревался сбыть кому–то?..

В каждом конкретном случае нужно было тщательно разбираться: одни ехали и шли пешком за многие километры, чтобы забрать оставленные впопыхах документы, сберкнижки, честно заработанные деньги, а другие мародерствовали, подвергая риску себя и других. Не будь милиции, какая бы вакханалия началась в зоне!

Мужество и самоотверженность проявили в одну из грозовых ночей курсанты С.Лахвич и В.Мухин. От удара молнии в деревне Глуховичи вспыхнула лесопилка. Минута промедления — и огонь перекинулся бы на фуражные склады колхоза имени Калинина, расположенные совсем недалеко. Землей, ветками и другими подручными средствами, обжигая руки и лица, курсанты сбивали пламя, не давая ему перейти опасную черту. Не растерялись.

Кроме основной службы, ребята ухаживали за братскими могилами воинов, помогали престарелым, убирали урожай, ремонтировали сельские школы.

20 лет — это немало. Участники тех далеких событий потихоньку стареют, уходят из строя, а то и вовсе раньше срока — из жизни. Сказывается все–таки воздействие мирного атома. Сам я перенес инфаркт, четыре сложные операции. Уж никогда не встретить мне моего любимого комбата В.Комара, баяниста и весельчака Г.Шидловского, замначальника по строевой А.Грамковса, тыловика В.Колесникова, верного помощника по «дежурке» Н.Федотова... Ну а оставшихся в живых помним и ценим.

Михаил ЗНАК, редактор редакционно–издательского отдела Академии МВД.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter