В Беларуси открыли уникальный класс по обучению незрячих людей на айтишников

В зоне доступа

Получить айтишную профессию в Беларуси теперь могут незрячие и слабовидящие люди. Впервые в Минском государственном колледже электроники с сентября приступила к обучению группа из восьми человек с нарушением зрения. 

Белорусская разработка — система точной навигации «Крокі на гукі» («Шаги на звуки») —  помогает легко ориентироваться в пространстве.
СЕРГЕЙ КУКСИН

Их будущая специальность — «эксплуатация электронно‑вычислительных машин». Чтобы ученикам было проще адаптироваться как в учебном процессе, так и в новых для них маршрутах передвижения, здесь создали для ребят комфортную среду.

Поступивший в колледж Артем с легкостью ищет информацию в интернете и умеет набирать текст. Но как незрячему самостоятельно, без сопровождения, попасть на учебу — сначала по нужному адресу, а потом и внутрь здания? Сегодня есть много систем глобальной навигации, из которых самая известная — Google Maps. Если Артем отметит точку на карте, программа выдаст ему рекомендации по маршруту, приведет к нужному зданию. А дальше на помощь придет уже белорусская разработка — система точной навигации «Крокi на гукi» («Шаги на звуки»), которой в преддверии учебного года оборудовали учебное заведение. 

— В здании установлено 12 информаторов в ключевых точках . В смартфоне нужно открыть бесплатную программу buzz point, где отобразится (и озвучится) список объектов, на которых они установлены, — вводит в курс дела идейный вдохновитель разработки Михаил Антоненко, руководитель учреждения реабилитации инвалидов по зрению «Центр успешного человека». — Если посетитель тут впервые, он может нажать на смартфоне кнопку с дополнительной информацией, и наша система расскажет все подробности: какая здесь лестница, площадка перед входом, как открывается стеклянная дверь, есть ли за ней тамбур... Получив представление о пространстве, нужно нажать кнопку «вход в здание», и из динамика прибора‑информатора у входной двери пойдет звук, на который и должен ориентироваться ученик.

Именно поэтому система «Крокi на гукi» и получила такое название. Кстати, с начала 2019 года этой системой уже оборудованы здание Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Национальный аэропорт Минск, Брестский автовокзал и ряд других локаций. 

Но вернемся в колледж. Образовательный маршрут для «новобранцев» таков. За первые 10 месяцев они станут хорошими пользователями компьютера. Те, кто успешно перейдет на вторую ступень, за 2,5 года получат специальность «техник‑программист». А дальше будет выбор: либо идти на работу рядовым программистом, либо поступить сразу на 3‑й курс в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники — главный вуз, готовящий кадры для IT‑сферы. 

Это большой прорыв в образовании людей с инвалидностью по зрению, которые раньше могли претендовать только на самый простой и малооплачиваемый труд. Тем же, кто хотел реализоваться в интеллектуальной сфере, приходилось пробиваться самим, с огромными сложностями. В условиях, когда не было ни специальной литературы в аудиоформате или напечатанной Брайлем, ни дорогостоящей вспомогательной техники, приходилось нанимать преподавателей‑чтецов — без посторонней помощи не обойтись. 

Один из тех, кто самостоятельно смог получить специальность инженера‑программиста, — Александр Северин. С сентября он работает преподавателем в колледже. Для учеников с инвалидностью по зрению это пример не только профессиональный, но и жизненный: Александр приезжает на работу и перемещается по городу с тростью без посторонней помощи. 

— Умение ориентироваться в пространстве для незрячего — важный фактор и в повседневной жизни, и на работе. Потому что, когда мы приходим на рабочее место с сопровождающим, на нас смотрят по‑другому, нежели когда приезжаем сами. С системой «Крокi на гукi» мы уверены, что ученики не заблудятся, — говорит Александр. 

В данном случае действует один из главных принципов инклюзии: равный обучает равного. Преимущества такого подхода неоспоримы. Например, когда ученикам нужно было дать слепой метод набора, оказалось, что подходящих тренажеров нет. Тогда Александр Северин принес собственноручно написанный. Он также активно участвует в исследовании доступности для незрячих различных сайтов, в том числе госучреждений, в других айтишных проектах. 

Кстати, в колледже, где открыт первый в Беларуси ресурсный центр инклюзивного проф­образования, планируют начать также переподготовку и повышение квалификации для взрослых с нарушением зрения.

vasilishina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter