В Гомеле успешно внедрен эксперимент по продаже тепла горожанам без посредников

В ЖКХ посредники не нужны

В Гомеле успешно внедрен эксперимент по продаже тепла горожанам без посредников

Житейская картинка, хорошо знакомая каждому. Середина месяца. Квитанция об оплате коммунальных услуг в почтовом ящике. И — риторический вопрос: почему именно такие суммы в жировке? До сих пор у жильцов практически не было шанса обрести ясность в казуистике расчетов ЖКХ. Теперь он появился. Президент вновь четко обозначил: необходимо знать реальную цену жилищно–коммунальных услуг, их настоящую себестоимость, не вызывающую толкований и сомнений. И в этом свете его особое требование — исключить всякое посредничество в предоставлении услуг населению, поскольку это влечет за собой только рост цены. А значит, бьет по кошельку и отдельно взятого жителя страны, и государства в целом.


Республиканская рабочая группа по изучению проблемных вопросов в жилищно–коммунальном хозяйстве, созданная по поручению Президента, вчера в Гомеле детально занималась именно этой темой. По словам руководителя группы — Председателя Комитета государственного контроля Александра Якобсона, проверки показали, что посреднические звенья сегодня еще сохранились. Например, в предоставлении услуг по тепловой энергии, горячему водоснабжению. Что это за «передаточное» звено? Жилищно–коммунальное хозяйство собственной персоной, миссия которого лишь поставить квартиросъемщику чужой «товар» и, понятно, небесплатно для казны и населения.


Впрочем, есть и другие слагаемые «отрицательного эффекта» такого подхода. На заседании рабочей группы Александр Якобсон на этом остановился особо:


— Сегодня главная цель перемен — не наращивать тарифы, а сокращать затраты. И, как показывает анализ ситуации, резервов для этого достаточно. Посредничество — один из них. За этим стоит не только цена, но и качество предоставляемой услуги, и отношение к потребителю. А в целом — государственный вопрос экономии и эффективности работы.


С одной стороны, очевидно — лишнее звено тянет за собой дополнительное бремя. А с другой — возможен ли в принципе идеальный вариант «поставщик — потребитель» в сфере жилищно–коммунального хозяйства? Оказывается, все возможно. В Гомеле рабочая группа ознакомилась с одной из действующих моделей, которая уже доказала свою эффективность. Генеральный директор предприятия «Гомельэнерго» Александр Петух привел первые результаты эксперимента:


— По условиям нового подхода, десять лет назад предприятия ЖКХ вышли из цепочки «поставщик теплоэнергии — потребитель услуги». То есть мы напрямую начали работать с жильцами, минуя коммунальников: поставлять им тепло и брать за это оплату. Разумеется, все было непросто. Обмен базами данных, создание служб по работе с населением, подготовка специалистов... Но сегодня переходный этап позади и система работы уже сложилась. Приведу лишь некоторые результаты эксперимента: расход тепла на 1 квадратный метр площади снизился на 27,7 процента. Годовая экономия тепла составила более 290 тысяч гигакалорий. В суммарном выражении это свыше 23 миллиардов рублей.


Представители областей, приглашенные на заседание рабочей группы, тотчас засыпали острыми вопросами руководителя «Гомельэнерго». Как создавали программное обеспечение и на что вышли, в чем выиграли, как шло заключение договоров с потребителями? И, пожалуй, один из главных — снизились ли долги населения? У гендиректора и здесь оптимистичный ответ:


— Оплата достигла практически 100 процентов. Той проблемы с долгами, которая у нас была до эксперимента, сейчас не знаем.


Дискуссия выдалась жаркой. В системе энергетики за подобные новации далеко не все. Считают, можно наломать дров. Полетят жалобы. Но вот еще один аргумент в пользу уже от местных властей:


— За работу взялись профессионалы. В процессе эксперимента «Гомельэнерго» выполнил комплекс технических и организационных мер, которые позволили не только снизить расход тепла, но и заметно повысить качество услуги. В результате количество жалоб, поступавших в «Гомельэнерго» по вопросам отопления, снизилось в 19 раз — со 150 в 2005 году до 8 в 2013–м. Практически в три раза меньше таких обращений приходит теперь и на предприятия ЖХК Гомельской области.


Бесспорно, эффект налицо: и меньше затраты, и лучше качество. Эксперимент стоит того, чтобы на всю страну расширить зону его действия. Но это, подмечает Александр Якобсон, еще не весь путь. Остается вопрос балансовой принадлежности тепловых сетей. Сегодня они в ведении ЖКХ. Для того чтобы замкнуть цикл, их также нужно передать энергетикам.


Какой будет конечная модель принципа «прямых продаж» теплоэнергии, а вслед за ней и горячей воды, еще предстоит детально проработать. Сети требуют ремонта, а это серьезные финансовые затраты, энергоснабжающим организациям нужно время на создание новых подразделений, подготовку специалистов. Да и нормативная база требует корректировки.


Однако даже при всех трудностях перехода в новое качество никто уже не позволит откладывать решение проблемы в долгий ящик. Сегодня очевидно и в комментариях не нуждается: себестоимость услуг должна наконец приблизиться к объективной реальности и больше не вызывать вопросов, которыми она хронически страдала десятилетиями.


Советская Белоруссия №56 (24439). Среда, 26 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter