В ЖКХ посредники не нужны

В Гомеле успешно внедрен эксперимент по продаже тепла горожанам без посредников

В Гомеле успешно внедрен эксперимент по продаже тепла горожанам без посредников

Житейская картинка, хорошо знакомая каждому. Середина месяца. Квитанция об оплате коммунальных услуг в почтовом ящике. И — риторический вопрос: почему именно такие суммы в жировке? До сих пор у жильцов практически не было шанса обрести ясность в казуистике расчетов ЖКХ. Теперь он появился. Президент вновь четко обозначил: необходимо знать реальную цену жилищно–коммунальных услуг, их настоящую себестоимость, не вызывающую толкований и сомнений. И в этом свете его особое требование — исключить всякое посредничество в предоставлении услуг населению, поскольку это влечет за собой только рост цены. А значит, бьет по кошельку и отдельно взятого жителя страны, и государства в целом.


Республиканская рабочая группа по изучению проблемных вопросов в жилищно–коммунальном хозяйстве, созданная по поручению Президента, вчера в Гомеле детально занималась именно этой темой. По словам руководителя группы — Председателя Комитета государственного контроля Александра Якобсона, проверки показали, что посреднические звенья сегодня еще сохранились. Например, в предоставлении услуг по тепловой энергии, горячему водоснабжению. Что это за «передаточное» звено? Жилищно–коммунальное хозяйство собственной персоной, миссия которого лишь поставить квартиросъемщику чужой «товар» и, понятно, небесплатно для казны и населения.


Впрочем, есть и другие слагаемые «отрицательного эффекта» такого подхода. На заседании рабочей группы Александр Якобсон на этом остановился особо:


— Сегодня главная цель перемен — не наращивать тарифы, а сокращать затраты. И, как показывает анализ ситуации, резервов для этого достаточно. Посредничество — один из них. За этим стоит не только цена, но и качество предоставляемой услуги, и отношение к потребителю. А в целом — государственный вопрос экономии и эффективности работы.


С одной стороны, очевидно — лишнее звено тянет за собой дополнительное бремя. А с другой — возможен ли в принципе идеальный вариант «поставщик — потребитель» в сфере жилищно–коммунального хозяйства? Оказывается, все возможно. В Гомеле рабочая группа ознакомилась с одной из действующих моделей, которая уже доказала свою эффективность. Генеральный директор предприятия «Гомельэнерго» Александр Петух привел первые результаты эксперимента:


— По условиям нового подхода, десять лет назад предприятия ЖКХ вышли из цепочки «поставщик теплоэнергии — потребитель услуги». То есть мы напрямую начали работать с жильцами, минуя коммунальников: поставлять им тепло и брать за это оплату. Разумеется, все было непросто. Обмен базами данных, создание служб по работе с населением, подготовка специалистов... Но сегодня переходный этап позади и система работы уже сложилась. Приведу лишь некоторые результаты эксперимента: расход тепла на 1 квадратный метр площади снизился на 27,7 процента. Годовая экономия тепла составила более 290 тысяч гигакалорий. В суммарном выражении это свыше 23 миллиардов рублей.


Представители областей, приглашенные на заседание рабочей группы, тотчас засыпали острыми вопросами руководителя «Гомельэнерго». Как создавали программное обеспечение и на что вышли, в чем выиграли, как шло заключение договоров с потребителями? И, пожалуй, один из главных — снизились ли долги населения? У гендиректора и здесь оптимистичный ответ:


— Оплата достигла практически 100 процентов. Той проблемы с долгами, которая у нас была до эксперимента, сейчас не знаем.


Дискуссия выдалась жаркой. В системе энергетики за подобные новации далеко не все. Считают, можно наломать дров. Полетят жалобы. Но вот еще один аргумент в пользу уже от местных властей:


— За работу взялись профессионалы. В процессе эксперимента «Гомельэнерго» выполнил комплекс технических и организационных мер, которые позволили не только снизить расход тепла, но и заметно повысить качество услуги. В результате количество жалоб, поступавших в «Гомельэнерго» по вопросам отопления, снизилось в 19 раз — со 150 в 2005 году до 8 в 2013–м. Практически в три раза меньше таких обращений приходит теперь и на предприятия ЖХК Гомельской области.


Бесспорно, эффект налицо: и меньше затраты, и лучше качество. Эксперимент стоит того, чтобы на всю страну расширить зону его действия. Но это, подмечает Александр Якобсон, еще не весь путь. Остается вопрос балансовой принадлежности тепловых сетей. Сегодня они в ведении ЖКХ. Для того чтобы замкнуть цикл, их также нужно передать энергетикам.


Какой будет конечная модель принципа «прямых продаж» теплоэнергии, а вслед за ней и горячей воды, еще предстоит детально проработать. Сети требуют ремонта, а это серьезные финансовые затраты, энергоснабжающим организациям нужно время на создание новых подразделений, подготовку специалистов. Да и нормативная база требует корректировки.


Однако даже при всех трудностях перехода в новое качество никто уже не позволит откладывать решение проблемы в долгий ящик. Сегодня очевидно и в комментариях не нуждается: себестоимость услуг должна наконец приблизиться к объективной реальности и больше не вызывать вопросов, которыми она хронически страдала десятилетиями.


Советская Белоруссия №56 (24439). Среда, 26 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Анатолий Кравчинский
"Остается вопрос балансовой принадлежности тепловых сетей. Сегодня они в ведении ЖКХ. Для того чтобы замкнуть цикл, их также нужно передать энергетикам. ", -Значит Энергосбыт будет обслуживать общедомовое теплооборудование? Оплачивать все теплопотери и подпиточную воду за счёт прибыли своего предприятия. Осуществлять ремонт труб в доме, промывку и опрессовку бойлера, поверку-ремонт манометров, сам себе сдавать платные экзамены и назначать теплотехника на дом, обслуживать приборы коммерческого учёта теплоэнергии и регуляторы тепла, персонально взыскивать с жильцов долги при неуплате им за отопление. Чувствую, КГК перестарается с этим мониторингом жкх...
Евгений
Ликвидировать посредничество в передаче и продаже тепловой энергии населению – задача правильная. Посредники давно ликвидированы в расчетах за электроэнергию и природный газ.
Алексей Петров
Естественно, что с проблемами завуалированных расчетов надо было разобраться давно, а не ждать распоряжений и приказов Президента. Неужели без него и Госконтроля не могут чиновники справится сами со строительством, ЖКХ, медициной или деревообработкой. Думаю, что просто ленятся... А в мутной воде, как известно, все проще решается. Может я плачу мало, может нормально или много. Но ведь, действительно, должны же мне мои расходы четко пояснить и сделать максимально прозрачными.
Вера Зотова
В случае с той схемой, которую осуществил «Гомельэнерго», когда стал напрямую работать с жильцами, важно одно слово: профессионализм. То есть пример отлаженной и работающей системы есть, расходы тепла снизились, долги ушли, всем хорошо. Но найдутся ли профессионалы по всей стране в каждой области? Хорошо, если так. А если нет? Начнется хаос. Так что нужно подумать и о повышении квалификации работников перед тем как копировать метод.
пенсионер
— Сегодня главная цель перемен — не наращивать тарифы, а сокращать затраты. ))<br />
Так это и есть модель сталинской экономики , потому и цены всегда снижали , зарплаты росли и врагов победили и задел Космической Цивилизации создали !! <br />
Если не хотите учить русский язык , учите физику - обращение Президента США Дж. Кеннеди !<br />
Слава Сталину !
Николай
Прислушайтесь к мнению Анатолия Кравчинского, дело человек говорит.<br />
ЖКХ - не посредник. ЖКХ - тваропроводящая сеть. И забрать у нее "сеть" и отдать ее другим? Это решение?<br />
Давайте заставим хлебозаводы и молокозаводы создавать свои магазины и продавать там свою продукцию ДЕШЕВЛЕ. Давайте уберем посредников в торговле. Что произойдет? Опишите ситуацию. Улучшится сервис? Снизятся цены на молоко? Хлебо/молоко заводы станут работать лучше? Кто выиграет?
пенсионер-Николаю
Давайте заставим хлебозаводы и молокозаводы создавать свои магазины и продавать там свою продукцию ДЕШЕВЛЕ )))<br />
В России такое есть , но цена Дорогая , розничная в магазине в проходной хлебозавода ... <br />
Только с уничтожением капитализма возможна справедливость . а не чистоган прибыли !
Николаю и Анатолию Кравчинскому
Электричество, газ оплачиваем напрямую. Что то никаких сбоев нет... А то, что Вы пытаетесь доказать о магазинах, так это из другой "оперы". Как покупатель я могу выбрать магазин и выбрать производителя молока, хлеба. Качество, жирность, цена и пр. Кстати, у хлебозаводов и молокозаводов есть свои магазины. Здесь-что дают, то и бери. А шквал жалоб на недопоставку тепла. В ЖКХ, в то время, когда энергетики не держат необходимую температуру? А диаметр сопла на входе, установленный энергетиками, который не позволяет нормально греть. А стрелки на ЖКХ. Не говоря уже о штатах для съёма показаний и пр. по теплу В ЖКХ. Нет уж. Пусть сами производят, продают и за всё сами и отвечают.
Взгляд сбоку
С большей часть конечно же согласен.<br /><br />даже с тем = Пусть сами производят, продают и за всё сами и отвечают=<br /><br />да только они же сами и надбавки-накрутки устанавливают, которые на нас потом навешивают, калькуляцию затрат ведут ( куда затраты на свои банкеты, фуршеты, дома отдыха, командировки по изучению европейского опыта для себя и своих семей включают) и никто не может в этом разобраться, сколько Президент поручений не давал.<br /><br />А еще сами разрабатывают и устанавливают различные технические нормативы все под себя. Монополисты со всех сторон получаются...
Афанасьевич
Не там нашли посредника!!! Когда я работал в товариществе собственников у нас был заключен договор с коммунальными теплосетями. Там был интересный пункт. Крммунтеплосети на наш расчетный счет возвращали 5% от перечисленной нами стоимости потребленной тепло энергии. И этот платеж мы всегда оплачивали первым так как 5% это был наш доход. И никогда не было никаких проблем и задолженностей. Такая же схема распространялась на ЖЭС. За одним исключением, что 5% теплосети возвращали не ЖЭСу а неизвестно кому. Может не ломать сложившуюся и отлаженную схему? Может лучше низовое звено ЖКХ такие как участки ЖЭС наделить расчетным счетом и дать им полную хозяйственно финансовую свободу? Вконце концов убрать все вертикальные структуры и развязать руки, распутать ноги (но только не так как поступили с директорами в Борисове и Витебске. Дали свободу, что бы потом взять под арест). <br />
Может акционировать нам все эти ЖЭСы? Других предложений по реорганизации ЖКХ я не встречал.
Афанасьевич
А вы работаете в сфере теплоэнергетики? Вы представляете объем работ? Расчез за потребленную эл. энергию и газ изначально закладывался через договора с индивидуальным потребителем и бонус в виде возврата % от стоимости в договор не закладывался. С тепловой энергией все иначе. В одной трубе не пустите воду с различной температурой. А недотоп объясняется просто. Нет пропускной способности. Все хотят подключится, но никто не хочет финансировать реконструкцию и строительство теплосетей. Вот и вся проблемма с вашими соплами. Экономьте тепловую энергию и сопла вам хватит. Я противник такого подхода к ЖКХ
белорус
При правильном подходе к делу,посредники нигде не нужны.
Анатолий Кравчинский
Существует понятие техническое обслуживание дома и организации их осуществляющие,- ЖЭУ, ТС, ЖСПК, что регламентировано рядом статей Жилищного Кодекса Р.Б. Электричество в Вашей персональной розетке "ниоткуда" не берётся. Для этого должен быть общий договор обслуживающей организации дома с "Энергосбытом", он включает в себя тепло и электроэнергию мест общего пользования на каждый дом. Организация обязана обслуживать общедомовые системы тепло и электроснабжения, иметь квалифицированного электрика сдавшего специальный экзамен на платной основе в "Энергонадзоре". Вы можете выбирать обслуживающую организацию дома, но система вещей остаётся неизменной. Гладко было на бумаге, но забыли про овраги...
бывший ЖКХовец
Нет, Афанасьевич...Насчёт подключиться-не подключиться, кто даёт разрешение и техусловия? Ну и при чём здесь жильцы? Это точно, как с электроэнергией. Почти рядом с каждым ЦТП, даже в одном здании "хозяйство" электросетей. Откуда электричество "разбегается" по потребителям. Ну, в точности, как тепло или горячая подогретая вода. Не нужно ЖЭС акционировать. Не лукавте, что не читали. Либо не хотели читать. Предложения такие: 1.ТС. Которые так упорно пытаются шельмовать. Но им оказывать всяческую поддержку. Очень правильная форма!Приучать жильцов к ответственности за своё жильё. 2. ЖЭС с минимумом работников должен заниматься только обслуживанием и контролем за эксплуатацией жилых домов. Только жилых!Всё остальное-подрядчики. Плюс Расчётно-справочные центры с минимумом штата, вместо 2-3 ЖЭСов. Для справочного, бухгалтерского, юридического сопровождения. Ну и минимум "надстройки" типа ЖРЭУ, ЖКХ. Особенно областных.Которые не нужны. Не заставлять ЖЭСы зарабатывать на услугах. Во первых нормативы на эти услуги "спускаются сверху". Мало того, что они не конкурентоспособны, в силу низкой квалификациии и цены, но не позволяют проявлять гибкость. Догма потому что. А рынок-штука такая... Во вторых. Определено, что входит в техобслуживание, вот этим пусть и занимаются. Только этим. Всё! И не "вешать" всякую потустороннюю работу. Типа, оказать помощь церкви, побелить деревья и бордюры вдоль дороги, где будет ехать начальник, а то САХ не успевает и тому подобное. Я знаю, о чём говорю. А для всяких таких летучих работ в ЖРЭУ пусть будет небольшой цех, участок или типа того. Который будет оперативно по мелочам реагировать. Хотят деньги зарабатывать, значит, хозрасчёт. Всё остальное- подрядчики-профессионалы. А в ЖРЭУ, специалисты по надзору за этими подрядчиками. Проще некуда. Сейчас ЖКХ превратилось в свалку жалоб. За всех отписывается. Люди будут знать, что недопоставка тепла-это тепловики, лифт не работает или неухожен-это лифтовики, двор не освещён-это... И т.д. Всегда "героев" нужно знать поимённо, а лучше в лицо.
Николай
Считаю , что Вы правы. не там нашли посредников и не так решают проблему. Просто перекладывают проблему с относительно больного министерства ( ЖКХ) на относительно здоровое ( Минэнерго)
Евгенич
Стали рассчитываться с населением за тепло НАПРЯМУЮ... Хорошо, но за счет чего снизился расход тепла на 1 квадратный метр отапливаемой площади АЖ на 27,7 процента. Сети и оборудование осталось прежднее! Дома тоже как стояли так и стоят. Создали базы потребителей, так они и так были в РСЦ ЖРЭО. Ремонт сетей велся планово ежегодно! ТАК ЗА СЧЕТ ЧЕГО такая адская экономия тепловой энергии?
Афанасьевич
бывший ЖКХовец<br /><br />Уважаемый бывший ЖКХовец. Опыт работы товариществ собственников показал один из путей реформирования ЖКХ. и этот опыт показал, что мы шарахнулись из одной крайности в другую. Товарищества собственников призваны были стать тем инструментом при помощи которого органы власти и управления, образно говоря, умыли руки от всех забот и проблемм ЖКХ. Все отдалось на откуп общему собранию, а финансы управляющей верхушке. В общем товарищества собственников это тупиковый путь развития ЖКХ.
Афанасьевич
ЕВГЕНЬЕВИЧ, очень чудесный вопрос. И на него никто не сможет дать ответ. Допустим, что все потребители тепловой энергии заключили договор с теплосетями. Каждая квартира установила персоональный учет и регулирование потребления тепла. Возможно, за счет этого удалось сэкономить 27,7% . Цифра хорошая, не стыдно отчитаться на самом высоком уровне. Но давайте подсчитаем затраты собственника квартиры на такую экономию. 1.Надо заказать и оплатить изготовление проектной документации. 2.Выполнить строительно монтажные работы. 3.Пройти учебу и сдать экзамен для допуска к эксплуатации оборудования. 4. Обеспечить раз в два года поверку прибора учета и регулирования потребления тепла. И при необходимости оплатить ремонт прибора. Если собственник квартиры не уложился в нормативные сроки поверки прибора то он переходит в разряд безучетного потребителя с оплатой, теоретически потребленного тепла, по повышенному тарифу. Интересно когда собственник квартиры, после всех финансовых затрат, почувствует  реальную экономию своего семейного бюджета от экономии тепла? Смею всех уверить, что НИКОГДА. Так может нам изменить сам подход к экономии энергоресурсов, поставив во главу угла - Человека.
бывший ЖКХовец
Афанасьевич, а Вы часом не из "надстроечных" или "околонадстроечных" структур ЖКХ? А? Что то больно уж пытаетесь постоянно протащить всякие "страшилки".... И про ТС, и про отопление и ранее кое что... Знаете, что скажу: что то те, кто живут в собственных домах не страдают от самостоятельности. Всё делают по уму, потому что для себя родимых. И на себя и свой бюджет расчитывают. Проектная документация...Экзамен....Допуск....Сами то хоть верите в то, что здесь пишете? ""поставив во главу угла - Человека." Ну, прям как в том анекдоте: я и того Человека видел! Почитал статью Я.Романчука по поводу ЖКХ. Он не относится к почитаемым мной персонам, но достаточно объективно изложил суть проблем ЖКХ. Что есть, то есть... Мы не можем себе позволить и дальше плодить "халяву" и "паразитизм". Всё должно быть чётко и конкретно! С конкретными персоналиями за каждым действием и решением.
Афанасьевич.
бывший ЖКХовец, о каких структурах вы говорите? Славо богу я уже на пенсии.<br /><br />Про ТС знаю, потому что там работал. работал творчески и с интересом. Меня интересовал один лишь вопрос: "Сможет ТС стать альтернотивой ЖЭС?" Отвечу - МОЖЕТ. За те же жировки мы уладывались в текущее обслуживание и ремонт. И еще накапливали 100% отчисления на капремонт. За счет экономии отчислений на техническое обслуживание выполнили ремонт входных групп с полной заменой половой плитки. И поэтому все разговоры о том, что население оплачивает 15 - 20% от стоимостиуслуг ЖКХ у меня вызывает смех. Не буду утруждать себя разъяснениями правил эксплуатации тепловых сетей. Посмотрите сами эти правила. Если не разберетесь то обратитесь ко мне или лучше в теплосети. Думаю, что вы не будете возражать если мы включим собственнику квартиры стоимость подготовительного этапа (проектная документация, строймонтаж, покупка оборудования.). Сняв эту стоимость с себестоимости теплосети. Поверка прибора обязательна, иначе вы попадете в разряд безучетников с оплатой по повышенному тарифу. Стоимость поверки отдельная стоимость. Ну а живу я в деревне. Кинул городскую жизнь с ее многочисленными правилами и законами, обилием начальников на каждом шагу и по каждому вопросу. ОТДЫХАЮ. Тут тихо и нет никаких товариществ собственников и ЖЭСов. Снег почистить или подмести - это все ложится на меня с женой
Афанасьевичу
Что то Вы сами себе противоречите...То ТС-тупиковый путь, то ТС может быть альтернативой ЖЭСу... Видать, сидя в деревне, "мысли" всякие одолевают, типа: как нам обустроить ЖКХ. В городе. Может у нас и проблемы в ЖКХ потому что те, кто должен думать тоже где нибудь в котедже размышляет... Вон министр Шорец очередное "ноу-хау" по мусору "двинул".Кто пользуется мусоропроводом будут платить больше, дабы народ стимулировать не пользоваться мусоропроводом... Когда то в "Литературной газете" в разделе "Рога и копыта" такое можно было печатать, а у нас ничего- проходит на официальном уровне.
Афанасьевич
Еще раз. Будьте внимательней. ТС показало возможный путь эволюционного развития ЖКХ. Но ТС показал ущербность такого пути развития. Поэтому надо реформировать ЖЭСы с учетом положительного опыта ТС.<br />
И не надо мне БАЗАР то есть общее собрание членов ТС преподносить как мировое достижение демократии. От базара только разруха в клозетах и г-но на стенах нанесенное пальцем.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости