В зеркале мнений

Социология – не просто банальное «изучение общественного мнения», а весьма тонкий и эффективный инструмент, способный дать ощутимую экономическую выгоду и быть чутким индикатором изменения общественных настроений.

Социология – не просто банальное «изучение общественного мнения», а весьма тонкий и эффективный инструмент, способный дать ощутимую экономическую выгоду и быть чутким индикатором изменения общественных настроений.

О том, что же показывает уникальный барометр белорусской науки, почему в нашей стране существуют серьезные барьеры для нашествия зарубежных “исследователей” и почему к услугам социологов все чаще прибегает крупный бизнес, журналист “НГ” побеседовал с директором Института социологии Национальной академии наук Беларуси, доктором социологических наук, профессором Игорем КОТЛЯРОВЫМ.

Соцопросы должны быть вне политики

— Игорь Васильевич, давайте начнем с самой горячей, как говорится, темы. В конце апреля один из донецких новостных сайтов сообщил, что белорусский Институт социологии проводил социологические исследования в Луганской области Украины, выясняя отношение граждан к захвату административных зданий. Вы уже выступали с категорическим опровержением подобного. Но не говорит ли сам факт такой дезинформации о высоком признании белорусской социологии? Ведь подделывают, как известно, только лучшее.

— Для нас подобная информация стала полной неожиданностью. Мы дали опровержение на своем сайте, своевременно было направлено письмо в редакцию информационно-развлекательного агентства, опубликовавшего заведомо ложную информацию. С другой стороны, действительно, случившееся говорит о том, что бренд Института социологии НАН Беларуси известен на постсоветском пространстве, что нас знают как солидную структуру, дающую исключительно объективные результаты. Но тот факт, что социология начинает использоваться в политических целях, настораживает. В нашей стране тоже порой объявляются “социологи”, озвучивающие совершенно невероятные цифры, выдаваемые за объективную реальность. Разумеется, так быть не должно.

— Возможно ли в принципе изучение общественного мнения социологической службой одной страны в другой стране? И насколько объективными бывают в этом случае результаты?

— Проведение социологических исследований за пределами своей страны — весьма дорогостоящее и крайне сложное мероприятие, ведь необходимо полностью соблюдать социологические технологии. У себя дома мы четко их придерживаемся, а на территории другой страны крайне сложно гарантировать объективность социологических исследований, полноценность выборки и корректность полученных результатов. Нет у нас за рубежом и социологической сети — обученных и компетентных исследователей, работающих с респондентами. Кстати, вопросы анкеты, которая якобы использовалась нами в Луганской области, настолько дилетантски сформулированы, что с головой выдают фальсификацию.

— Иностранные социологи в Беларуси тоже, как показывает практика, гости нечастые. Хотя различного рода результаты исследований время от времени появляются в интернете...

— В целях упорядочения проведения социологических опросов, касающихся республиканских референдумов, президентских и парламентских выборов, изучения общественно-политической ситуации, повышения их научной достоверности и объективной оценки постановлением Совета Министров при Национальной академии наук создана Комиссия по опросам общественного мнения. Именно она дает право социологическим службам на проведение конкретных опросов в нашей стране. Комиссия исходит из оценки профессионализма обратившейся к ней социологической службы, ее желания и способности проводить объективные исследования. Когда же в печати появляется информация, что некая социологическая служба провела исследования в Беларуси, а наши сотрудники о них ничего не знают, возникает вопрос, проводились ли такие исследования вообще. Тем более что социологическая сеть, необходимая для качественного и объективного результата, имеется только у нашего Института социологии.

Зарубежные социологические службы неоднократно обращались в Комиссию с просьбой предоставить им соответствующую аккредитацию. Увы, многие из этих служб явно выполняли политический заказ. Представленные ими анкеты были политически ангажированы и направлены на дестабилизацию политической ситуации в Беларуси. Поэтому Комиссия им в аккредитации отказывала. Неоднократно в стране проводились и социологические исследования через интернет, но их объективность не выдерживает никакой критики. Наш институт давно отказался от проведения социологических опросов через СМИ: у каждой из газет, каждого канала радио или телевидения имеется своя аудитория, поэтому результаты таких опросов будут кардинально отличаться друг от друга. Но проверенные технологии в области социологии — фокус-группы, социологические интервью и т. д., а также многие новинки — мы постоянно, активно и эффективно используем.

Общественный барометр показывает на перспективы

— Насколько изменились общественные настроения в нашей стране за последние годы?

— Более двадцати лет мы дважды в год проводим социологический мониторинг изучения социально-политической ситуации в стране. Главный вывод: Беларусь как независимое государство состоялось. У людей наблюдается оптимизм, они верят в будущее и убеждены, что страна движется вперед. Конечно, на общественные настроения в немалой степени оказывает влияние экономическая ситуация, но можно констатировать, что последствия недавнего экономического кризиса преодолены.

Сегодня практически все социологические показатели не хуже докризисного 2011 года, а по ряду параметров даже лучше. Например, Беларусь считается одной из самых безопасных стран уже не только на постсоветском пространстве, но и в Европе, где наша страна смотрится получше Финляндии или Швеции. Все больше людей отмечают, что у нас сильная политическая власть, стабильное государство, а страна имеет хорошие перспективы. Украинские события также внесли определенные коррективы в умонастроения белорусов: сегодня все больше людей склоняются к мнению, что ситуации, подобной киевской, нельзя допускать.

В то же время политические партии не представляют сегодня серьезного интереса для большинства жителей страны, рейтинг всех их держится в пределах социологической ошибки (плюс-минус 1 процент). Ни одна из них ни разу не обращалась к нам с заявкой на проведение социологического исследования. Более того, насколько мне известно, за всю историю белорусской многопартийной системы лишь одна политическая партия изучала общественное мнение. Да и то исключительно собственными силами, поэтому быть уверенным в его репрезентативности и объективности не приходится.

— Что ж, политические партии, по всей видимости, отдают себе отчет в своей низкой популярности, поэтому лишний раз расстраивать сами себя не желают. А насколько полно оценил потенциал социологии наш бизнес? Во многих развитых странах крупные производители внимательно прислушиваются к мнению социологов.

— Ежегодно мы имеем 10—12 заказов со стороны коммерческих структур. И число их с каждым годом растет. Такая информация обычно строго конфиденциальная, все результаты исследования мы передаем заказчикам, которые используют их для повышения эффективности собственной работы. Многие из бизнесменов уже стали нашими постоянными клиентами и партнерами, заказывая исследования из года в год. Тем самым они не только отслеживают эффективность собственной маркетинговой стратегии, но и подтверждают доверие к нашей работе. А также демонстрируют понимание того, что грамотное использование социологии дает самый что ни на есть ощутимый экономический эффект. При этом само социологическое исследование — мероприятие, как я уже говорил, недешевое. Но, как говорится, овчинка стоит выделки. В ряде случаев, когда, например, получается совершенно неожиданный результат, мы стараемся провести дополнительное, углубленное исследование, провести интервью с экспертами, чтобы выяснить причину того или иного явления и, если нужно, предложить конкретные меры по решению возникшей проблемы.

Социсследования помогают решать проблемы

— Государственные структуры также понимают эффективность и прикладную значимость социологии?

— Безусловно. Совсем недавно мы провели репрезентативное республиканское социологическое исследование, касающееся вопросов развития агропромышленного комплекса, совершенствования социальной структуры на селе. В третьем квартале Институтом социологии будет проведено исследование, касающееся вопросов семьи и демографической ситуации. Результаты ожидаются крайне интересные, да я и не помню, чтобы у нас вообще когда-либо проводились республиканские социологические исследования, касающиеся проблем семьи. В стране более трех четвертей населения верят в семью как опору общества. И все же проблемы в этой сфере остаются. Например, каждый пятый ребенок рождается вне брака, каждая восьмая семья состоит в так называемом гражданском браке. На эти и некоторые другие проблемы следует обратить особое внимание и найти пути их решения. Все результаты социологических исследований, их анализ мы представляем органам государственного управления для принятия конкретных управленческих решений.

Кроме того, в конце прошлого года мы провели большое исследование по вопросам образования и выяснили несостоятельность распространенного мнения, что образование у нас плохое или очень плохое. Оказалось, что подавляющее большинство и студентов-выпускников, и, что особенно важно, работодателей качеством национального образования удовлетворены. Конечно, преподавателей, и меня в том числе, не всегда устраивает качество знаний некоторых студентов. Но в то же время 10 процентов лучших наших студентов на голову выше в плане образования тех 10 процентов лучших, которые были 10—20 лет назад! Другое дело, что поступить в вуз стало намного проще, а требования к студентам ощутимо выросли. Вот и создается впечатление, что и образование недорабатывает, и молодежь не та. В ближайшее время Институт социологии намерен заключить договор о сотрудничестве с Министерством образования для фундаментального изучения этого и многих других вопросов. Мы разрабатываем соответствующий инструментарий, а перед научными сотрудниками института поставлена задача направить свои усилия и фундаментальные исследования для решения прикладных проблем национального образования.

— На прошедшем в конце марта совещании по вопросам перспектив развития науки Александр Лукашенко в качестве одного из самых ключевых вопросов сформулировал следующий: как решить задачу внедрения научных результатов в практику? Институту социологии это, похоже, удалось?

— Не совсем. Мы в своей деятельности активно используем фундаментально-прикладной метод, пытаясь работать не ради удовлетворения собственных научных интересов, а стремиться к тому, чтобы наши исследования способствовали решению тех проблем, которые существуют сегодня в нашем обществе. И оценки, которые нам дают государственные структуры, свидетельствуют о том, что многое удается. Конечно, сами мы совершенно недовольны конечными результатами своей деятельности, но уже установившиеся тесные контакты с министерствами образования, культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты, а также с Уполномоченным по делам религий и национальностей позволяют рассчитывать на то, что конкретные результаты будут существенными. Требования к нам постоянно растут, но поставленные Президентом задачи обязательно будут выполнены. Без этого ни фундаментальная, ни прикладная наука двигаться вперед не сможет. А тем более социология, которая ближе всех находится к людям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter