В Зеленке конкуренты отдыхают…

После модернизации магазина в агрогородке полоцкие кооператоры...

После модернизации магазина в агрогородке полоцкие кооператоры еще больше упрочили здесь свои позиции

Предприятие торговли в Зеленке трудно спутать с каким-либо другим объектом. Не мудрствуя лукаво, кооператоры назвали его просто и понятно – «Магазин»! Аршинных размеров красочная вывеска видна издалека каждому из проезжающих по автотрассе Полоцк – Россоны. Деревня, получившая в минувшем году статус агрогородка, расположена между ними примерно посередине. По местным меркам, поселение достаточно крупное. По словам председателя Зеленковского исполнительного комитета сельского Совета Аллы Папанович, в настоящее время здесь проживают 435 человек. Трудоспособное население занято в основном в аграрном секторе. Имеются также лесничество, средняя школа, жилищно-коммунальное хозяйство… Тем не менее, констатировала Алла Петровна, подавляющее большинство жителей – люди преклонного возраста, пенсионеры. Для них, как, впрочем, и остальных сельчан, магазин является не только местом, где можно отовариться. Сюда приходят еще и для того, чтобы пообщаться, обсудить деревенские новости, поговорить «за политику». Чем не клуб по интересам?

Вот и с Аллой Папанович мы встретились не в ее рабочем кабинете, а именно в магазине. Практически ежедневно каждое утро сразу же после открытия она наведывается на предприятие торговли, чтобы побеседовать с продавцами, поинтересоваться ассортиментом товаров, заглянуть в книгу отзывов. Такой ненавязчивый контроль позволяет оперативно реагировать на запросы покупателей, не допускать возникновения конфликтных ситуаций. Алла Петровна с удовлетворением отметила, что в последнее время в адрес работников торговли поступают исключительно лестные отзывы, благодарности. А ведь еще совсем недавно этот магазин был у местной исполнительной власти словно бельмо на глазу: неприглядное, с обшарпанными стенами и обваливающейся штукатуркой здание если не портило, то уж точно не украшало деревню, служило немым укором здешней потребкооперации. С обретением Зеленкой статуса агрогородка в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села была проведена модернизация магазина. По сути, в старых стенах появилось современное, отвечающее всем предъявляемым к таким объектам требованиям предприятие торговли. Да и сам фасад здания неузнаваемо изменился: оно принарядилось, засверкало яркими красками, а броская вывеска словно магнитом притягивает сюда покупателей.

— После аварии на Чернобыльской АЭС, — рассказывает продавец шестого разряда Юлия Никитчук, — в 1986 году наша семья переселилась в Зеленку из Наровлянского района, где я также трудилась в потребкооперации. Поэтому и здесь осталась работником прилавка, не стала менять профессию. Все, как известно, познается в сравнении, и мне, честно говоря, было грустно, что магазин имел убогий, затрапезный вид, но выбора не было. Честно говоря, тогда и не предполагала, что когда-нибудь буду гордиться тем, что работаю здесь.

Между тем такая метаморфоза случилась на радость продавцам и жителям Зеленки, а также окрестных деревень. В магазине после реконструкции продумано все до мелочей. Установлено новое торговое и холодильное оборудование, современные кассовые аппараты, электронные весы. Через платежный терминал покупатели могут отовариваться по пластиковым карточкам, причем этот вид расчетов постепенно приобретает популярность. Внедрен метод самообслуживания, что сразу же положительно сказалось на объемах торговой деятельности. Не забыли и о продавцах, которых, кстати, здесь трое, включая завмага. Юлия Никитчук с удовлетворением перечисляла созданные для них бытовые удобства: канализация, теплый туалет, умывальник, кондиционер… В таких условиях, призналась моя собеседница, никак нельзя плохо работать. Поэтому коллектив старается высоко держать профессиональную марку, и это, похоже, ему удается. Вот характерный пример: после модернизации магазина обосновавшийся по соседству коммерсант тут же был вынужден, образно говоря, свернуть лавочку. С тех пор напоминанием о несостоявшемся конкуренте остался лишь ларек с закрытыми ставнями и замком на двери.

— Так что мы теперь в Зеленке монополисты, — улыбается Юлия Валентиновна, — но это, пожалуй, не самое главное. Люди сделали выбор в пользу потребкооперации, потому что она наиболее отвечала их надеждам и чаяниям, смогла максимально удовлетворить запросы покупателей.

Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в магазин, ознакомиться с ассортиментом, который действительно впечатляет. Если прежде, например, было два-три вида молочной продукции, то теперь порядка десяти, причем разных производителей, а не только, как раньше, одного Полоцкого молокозавода. Шесть раз в неделю завозится свежий хлеб, и опять же его поставляют Россонский, Полоцкий и Новополоцкий хлебозаводы. Целый холодильный ларь отведен для свежемороженой рыбы, отдельные витрины – для соленой и копченой рыбы, куриной разделки. Кондитерские и кулинарные изделия представлены в основном собственной продукцией кулинарного цеха общепита райпо. Причем, заметьте, все это изобилие товаров размещается на сравнительно небольшой торговой площади в 60 квадратных метров. А ведь здесь еще нашлось место и для парфюмерии, товаров бытовой химии, хозяйственных… Даже оборудован уголок школьника. По заявкам покупателям будут доставлены крупногабаритные изделия, шифер, цемент, другие стройматериалы, причем прямо на дом.

Добавьте сюда удобный для посетителей график работы, безукоризненную культуру обслуживания и станет ясно, что «Магазин» и по форме, и по содержанию соответствует своему названию. В результате в мае товарооборот вплотную приблизился к ста миллионам рублей – в два раза больше, чем до реконструкции, а в летние месяцы здесь рассчитывают выйти на более высокие показатели. Не случайно председатель правления Полоцкого райпо Клавдия Старцева считает этот магазин в системе здешней потребкооперации образцово-показательным. Возможно, это несколько завышенная оценка и до такого ранга он еще несколько недотягивает, но неоспорим тот факт, что предприятие торговли востребовано и в определенном смысле делает в райпотребобществе экономическую погоду. Замечу, что подобных объектов торговли в Полоцком райпо наберется не столь уж много, и Клавдия Кузьминична знает их наперечет. Расположены они, как правило, в агрогородках, которых уже восемь в районе, а нынче станет на четыре больше. В обновление объектов торговли вложены солидные средства, но это оправданные затраты. В агрогородке Горяны, в частности, население которого насчитывает 835 человек, среднемесячный товарооборот местного магазина с начала года достиг 257,3 миллио-на рублей. Темп роста – 147,7 процента в сопоставимых ценах.

— В отремонтированные и оснащенные современным оборудованием магазины, — говорит Клавдия Старцева, — покупателей привлекает их внешний облик, внутренний интерьер и, конечно же, изобилие товаров, которые там им предлагаются. В результате удельный вес потребкооперации в райо-не составляет 62 процента, причем, заметьте, мы осуществляем торговую деятельность рядом с крупным городом. Значит, люди нам доверяют, и это доверие дорогого стоит, его надо оправдывать.

Не мне судить, в какой мере это кооператорам удается. Поэтому буду оперировать только цифрами и фактами. А они таковы: в минувшем году Полоцкое райпо заняло первое место в Витебском облпотребсоюзе по темпам роста товарооборота, а фотография Клавдии Старцевой была помещена на районную Доску почета. За четыре месяца нынешнего года полоцкие кооператоры по этому показателю тоже среди лидеров, занимают третье место в облпотребсоюзе. Обеспечен темп роста товарооборота 109,1 процента при прогнозе 107 процентов по Белкоопсоюзу. Вовсе не собираюсь приукрашать ситуацию. Она, безусловно, сложная, и проблем в райпо предостаточно. Однако не замечать очевидные успехи тоже, думается, неправильно. Ведь, напомню, ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как доброе слово, а полоцкие кооператоры, на мой взгляд, его заслужили своими повседневными делами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter