В защиту лишнего

Визуальное пространство с режиссером Борисом Луценко
Противоречиво устроен человек: всегда исподволь подгоняет время — потом ужасается, как быстро проходит жизнь. Грезит об отпуске — потом томится от безделья. Ждет удовольствий — стенает, как бесцельна светская жизнь. На новогодние и рождественские праздники дарит и получает подарки — теперь смотрит на эти милые безделицы и воспоминания о шоппинге, о «чесе» по магазинам кажутся тупым занятием. Я недавно прочитал в газете, что 38% подарков, полученных в новогоднее время, люди передаривают! Ненужные мелочи, сувениры... Но мы покупаем, для нас покупают... «Обычай — деспот меж людей». Да, наступила эпоха коммерциализации праздников! Впору сетовать, под каким давлением индустрии потребления мы находимся. Казалось бы, духовный праздник: зажги свечу на столе, попытайся зажечь свет в душе — и вот она, радость. Но ведь мало, ждем от близких материального ублажения. Слаб человек? Жаден? Нет, одинок. Всегда одинок. Он ждет подарков, потому что это — реальное внимание. Ведь прежде чем купить что–то, пусть сущий пустяк, о тебе подумали. Соединились с тобой в мыслях. Даже если просто открытку написали — значит, возвеличили в слове, здоровья пожелали. Человеку сейчас, конечно, доступно многое — через телевидение, всемирную сеть он информирован, он общается. Мозг современного человека не скучает. А сердце?

Мы, те, кто постарше, долго жили в стране без хороших товаров, без красивых мелочей. Только необходимое! Но лишнее человеку тоже очень нужно. Хотя припоминаю, как предсказывали мне когда–то мои зарубежные друзья: «Вы еще хлебнете горя с этим «все есть»! И все же, все же... Иду в Берлине по улице и вдруг — очередь. Ага, говорю, и у вас есть очередь! «А посмотрите, что продают!» — предлагает переводчица. Надутый шарик, внутри — прекрасная роза... И люди стоят за этим в очереди?! Слава Богу, стоят — жене, матери, другу, возлюбленной купить. В стране, где на прилавках магазинов около 1.500 сортов сыра, где на любом празднике прежде всего кто–то делает деньги (и это всем понятно, даже приветствуется), люди тем не менее становятся в очередь. Зачем? За романтизмом...

Сейчас век деловых людей. С одной стороны, это хорошо. С другой — коммерциализация, дух чистогана просто портят вкус. Говорят, все зависит от обстоятельств. «Мы рады жить в согласии и совете, да обстоятельства не таковы». Мол, общество подталкивает нас на некрасивые поступки. Сложная история... Сейчас мы уже обнажили, раздели себя до конца: человек плохой, гадкий до потрохов. Недавно я прочитал пьесу о Мэрилин Монро, где она в старости — патологически нездоровая женщина, чуть ли не мочой обливает партнершу... Мне кажется, что наступила пора «одевать» человека, пора сказать, что в человеке, кроме гадкого, есть и прекрасное. Ведь человек сам по себе — это уникальное явление. Потому что умеет плакать от радости.

Я люблю получать подарки от жены. Чехов говорил: «Зачем вы дарите мне антикварные вещи, подарите мне носки». Только такой близкий человек, как жена, может стопроцентно угодить с подарком. У меня еще есть добрый друг Александр Дубовик. Отчаянное сердце, отчаянная душа, умеет всех поздравить. Он может 100 человек одарить. И одаривает. А мне так просто помогал в жизни.

Но был у меня в жизни «страшный» подарок. На мой юбилейный вечер в Русский театр Татьяна Бондарчук привезла из цирка медведя. Радость огромная, вот это сюрприз! Он вышел на сцену, кланялся мне, я ему должен был что–то бросить съестное, хотя меня все время предупреждали: «Ближе не подходи!» А мне кажется, мы с медведем посмотрели друг другу в глаза. И я ему понравился... Что и говорить, подарки — это чудесно, они повышают нашу самооценку, а если даришь ты, так это вообще прибавляет гордости за собственное благородство. Хотя здесь есть одно железное правило: сделал доброе дело — забудь. Не ожидай льстивой благодарности. Думай о будущем. Готовьтесь к следующим праздникам. Не жалейте потраченного времени на магазины: для извлечения счастья, говорил Ландау, нужно напряжение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter