В законотворчестве простых вопросов не бывает

На прошлой неделе завершилась очередная сессия белорусского парламента, как всегда очень напряженная и динамичная. Депутаты Палаты представителей рассмотрели 115 вопросов, приняли 42 законопроекта в первом чтении, 46 — во втором, из них 12 — о ратификации международных договоров Республики Беларусь. О некоторых аспектах законотворческой деятельности в интервью “НГ” рассказал заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Сергей ЗАБОЛОТЕЦ.

— Сергей Макарович, как бы вы в целом оценили работу депутатского корпуса?
— Парламентарии внесли свой вклад в решение многих важных вопросов государственного строительства, защиты конституционных прав граждан, укрепления законности и правопорядка. Но магистральным направлением нашей деятельности, безусловно, является законодательное обеспечение социальной политики. Это нашло свое отражение и в принятии главного финансового документа — бюджета на следующий год. Он предусматривает увеличение государственных расходов на реализацию социальной политики на 11,3 процента. Принят ряд важных законопроектов в поддержку семьи, материнства и детства. Мы смогли законодательно обеспечить увеличение размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет с 65 до 80 процентов бюджета прожиточного минимума. Расширяются гарантии социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Вносятся коррективы в закон о пенсионном обеспечении, устанавливающие минимальный размер пенсии по возрасту в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума за два последних квартала.
— Социальная сфера — материя очень тонкая и чувствительная. Бывает и так, что приходится принимать непопулярные решения. Вспомнить хотя бы закон о государственных социальных льготах. Не всем он пришелся по душе...
— В законотворчестве простых вопросов не бывает в принципе. Любое решение, принятое в Овальном зале, даже если речь идет всего лишь об уточнении технической нормы, так или иначе оказывает влияние на нашу жизнь. Что уж говорить о законопроектах, напрямую затрагивающих интересы людей. Здесь очень важно найти оптимальный баланс между интересами личности, общества и государства, что позволит нам эффективно решать конкретные проблемы конкретных людей и социальных групп, с одной стороны, а с другой — учитывать реальные возможности государства.
Что касается упомянутого вами закона, то для его принятия было немало значимых оснований. В стране насчитывалось более 50 категорий льготников и около 100 видов социальных льгот, предусматривающих частичное или полное освобождение от оплаты различных услуг. Едва ли не три четверти жителей Беларуси пользовались хотя бы одной льготой. Нигде в мире нет такой практики. При этом огромный объем финансирования льгот элементарно “распылялся”: в среднем сумма льгот на одного человека составляла 20 тысяч рублей в год, однако в целом на предоставление льгот расходовалось во много раз больше средств, чем на такие приоритетные программы, как детские пособия, содействие занятости населения, демографическая безопасность.
Упорядочение льгот позволит оказывать помощь тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются. С этой целью одновременно с законом о льготах вступил в силу указ Президента о некоторых мерах государственной поддержки населения.
— Немало дискуссий вызвал и проект закона о профессиональном пенсионном страховании, принятый депутатами во втором чтении.
— Мы должны работать на стратегическую перспективу, а не руководствоваться сиюминутными интересами. Приведу такой пример: на выплату пенсий у нас идет около 11 процентов ВВП — это один из самых высоких показателей среди стран СНГ и Балтии. Более четверти населения Беларуси — пенсионеры, каждый третий работник получает право на получение пенсии значительно раньше достижения общего пенсионного возраста. Но 70 процентов этих граждан продолжают трудиться, получая пенсию. Конечно, это не стимулирует предприятия принимать меры, направленные на улучшение условий труда своих работников.
Отныне досрочные профессиональные пенсии будут начисляться за счет целевых взносов предприятий, имеющих рабочие места с неблагоприятными условиями. Но и сам работник должен будет теперь решать важный для себя вопрос: уходить с работы и получать только пенсию или продолжать работать, получая только зарплату. Если человек выбирает второе, то после достижения общеустановленного пенсионного возраста из средств фонда профессионального пенсионного страхования ему будет выплачиваться дополнительная пенсия к общей трудовой.
— За десять лет Палатой представителей принято более 1000 законов. Как соотносятся в данном случае количество и качество? Насколько эффективно наше законодательство на практике?
— Думаю, самый объективный критерий оценки эффективности законодательства — качество жизни народа. В уходящем году Беларусь впервые вошла в число стран с высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала, заняв в мировом рейтинге шестьдесят четвертую позицию среди 177 стран. Это следствие успешного развития нашей экономики, системы образования и здравоохранения, решения демографических проблем, что в свою очередь стало возможным благодаря  соответствующей правовой базе.
Белорусские нормативные акты использовались в качестве основы для разработки ряда модельных законов, принятых межпарламентскими ассамблеями СНГ и ЕврАзЭС. Даже наши оппоненты признают успехи, достигнутые в Беларуси по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией, терроризмом, наркотрафиком, торговлей людьми.
Разумеется, жизнь не стоит на месте, и часть норм неизбежно устаревает. Поэтому мы много внимания уделяем совершенствованию действующего законодательства.
— Насколько учитывается международный опыт при разработке законов?
— Как и все суверенные государства, мы создаем законодательство, в первую очередь исходя из особенностей национального правосознания и менталитета. Но используем также любые возможности для изучения наработок наших зарубежных коллег. Одно из важнейших направлений деятельности парламента — совершенствование экономического законодательства и создание правовых предпосылок для вступления в ВТО. Уже сегодня около 30 белорусских законов приведено в соответствие с требованиями этой организации.
В своей работе мы часто имеем дело с проблемами, с которыми прежде никогда не сталкивались. Вспомните хотя бы, что случилось со сбережениями граждан при распаде СССР. Как, не имея опыта, создать реальный механизм защиты от подобных угроз? Когда мы принимали в первом чтении законопроект “О возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц”, мы тщательно изучили мировую практику в этой области и приняли решение о создании Агентства по возмещению банковских вкладов.  Именно международный опыт помог нам определить конкретные суммы возвращаемых средств. Напомню, что законопроект гарантирует возврат 80 процентов вкладов в каждом банке, но на сумму, эквивалентную не более 5000 евро. По вкладам до 2000 евро предусматривается стопроцентный возврат средств. Это защищает интересы абсолютного большинства вкладчиков и по силам нашей банковской системе.
— Впереди последняя перед выборами сессия. Что нового готовят депутаты? Будет ли принят закон об атомной энергетике?
— Если проект Закона “Об использовании атомной энергии” будет внесен в Палату представителей своевременно, мы сможем рассмотреть его в первом чтении уже на весенней сессии. На этой же сессии мы должны рассмотреть в первом чтении и проект новой редакции Закона “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС”. Депутаты отлично понимают, что обеспечение энергетической независимости сегодня едва ли не главное условие уверенного развития страны. Дорабатывается ко второму чтению проект нового Кодекса о недрах, развивается законодательство, регулирующее вопросы рационального природопользования и экологической безопасности, продолжается работа над проектом закона о нетрадиционных источниках энергии.
К рассмотрению во втором чтении готовится также законопроект по вопросам взыскания алиментов на детей, новая редакция Закона “О здравоохранении”, изменения в закон о правах ребенка и в некоторые законы по вопросам защиты прав потребителей.
— До Нового года остались считанные дни. Где и как вы собираетесь его встречать?
— Это семейный праздник, и я не буду нарушать традиции — проведу его в кругу семьи, тем более что такая возможность выпадает нечасто. “Парламентские каникулы”, как часто называют межсессионный период, для депутатов очень горячая пора. Ведь то, что происходит в Овальном зале, — это лишь верхушка айсберга, презентация результатов той огромной “черновой” работы, которая не прерывается в постоянных комиссиях ни на один день.
— Что бы вы пожелали нашим читателям?
— Пусть Новый год станет для всех читателей “Народной газеты” временем ярких событий, сбывшихся надежд, исполнения самых дерзновенных планов. От всей души желаю, чтобы и в следующем году благополучие каждой белорусской семьи неуклонно повышалось. Мира, добра и процветания нашему общему дому — родной Беларуси!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter