Самостоятельный расчет доли в товарообороте региона и прозрачные условия партнерства: что еще изменилось в Законе о госрегулировании торговли и общепита

В выигрыше — покупатель

Меньше нюансов в работе, больше доверия партнерам и прозрачности в конкуренции — с 8 июля вступили в силу изменения в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Ведение бизнеса в этих сферах должно стать проще и честнее — в итоге выиграют покупатели. Что нового в документе, узнавала корреспондент «Р».

Перерезал ленточку — потом в реестр

Теперь торговые объекты, заведения общепита, торговые центры, рынки, интернет-магазины, действующие без стационарных точек, могут в течение пяти дней с начала деятельности сообщить об открытии в исполком. Раньше надо было накануне запуска подать сведения в Торговый реестр. Плюс все перечисленные объекты вправе самостоятельно определять свой режим. Исключение — работающие после 23:00 и до 7:00, а также магазины беспошлинной торговли на границе. Норма о согласовании времени для них остается.

Требования к созданию объектов торговли и общественного питания упрощены.

Что касается общепита, то теперь подразделение на типы и классы отменяется, как и ассортиментные перечни. Владельцы сами вправе регулировать наценки, уровень обслуживания, наличие необходимых товаров, ориентируясь на конкурентов и спрос. 

Еще одно новшество: правила размещения нестационарных и передвижных торговых объектов, таких же объектов общепита, летних площадок стали едиными. При условии, что они находятся или их путь пролегает по землям общего пользования, в садоводческих товариществах, дачных кооперативах и др. Состав включаемых в перечни требований не так давно уже определил Совмин в постановлении № 331 от 15 июня этого года. В документе лаконично перечислены моменты, на которые стоит обратить внимание бизнесу, чтобы ему было проще и понятнее работать. Важно, чтобы улучшилось и обслуживание населения, не нарушались правила благоустройства городов и поселков. В частности, можно указать сроки размещения нестационарных объектов, требования к внешнему виду и размеру объектов, типам транспорта в случае передвижной торговли и общепита. Последние пункты помогут сохранить единый архитектурный облик существующей застройки. Стал действовать документ с 8 июля. Гор- и райисполкомы, администрации районов Минска пересмотрят перечни мест размещения таких объектов в течение трех лет со дня вступления в силу новой редакции закона.

Кроме того, упрощены требования к созданию объектов торговли и общественного питания. Так, отменяется требование о создании стационарных торговых объектов с торговой площадью 400 и более квадратных метров, стационарных объектов общепита с 60 и более местами, а также торговых центров и рынков в соответствии со схемами размещения, которые разрабатывают и утверждают исполкомы на местах. Отменены процедура получения разрешения на создание рынка и обязанность согласовывать схему с органом госпожарного надзора.

Правила размещения летних площадок стали едиными

Рассчитай свою долю сам

Сетевые ретейлеры, занимающиеся продовольствием, теперь сами должны высчитывать свою долю в товарообороте Минска, областных центров, районов, где у них открыты магазины. В помощь для расчета — методика, утвержденная постановлением Совмина № 363 от 25 июня 2021-го. Заработала она также с 8 июля. Доля организации определяется как процентное отношение ее розничного товарооборота продтоваров за минувший год к официальным статданным о розничном товарообороте в разрезе регионов. Планируемую дату опубликования такой информации в Белстате, как правило, сообщают в начале года. Так что не найти все необходимые цифры для вычислений вряд ли получится. Порог — 20 процентов. Достигнув этой отметки, ретейлер не сможет расширять свои торговые площади. Разве что на селе и в малых городах, определенных областными Советами депутатов согласно Указу № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Справедливости ради стоит отметить: и на периферии развернуться есть где. В списки включены около 90 процентов деревень, малых городов и участков вне поселений, например, вдоль автодорог. 

Начальник отдела методологии управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Шпак обращает внимание: 

— За неправильный по разным причинам расчет доли ответственность для ретейлеров не предусмотрена. В то же время, если сетевик на фоне неверного расчета в регионе, где все же перешел порог, расширит свои площади для торговли продтоварами, то такая сделка будет считаться ничтожной. Потери могут быть внушительными для бизнеса, в том числе репутационные.


Из договоров уходит лишнее

Следующие поправки — уже часть антимонопольного законодательства. В закон они внесены для того, чтобы условия заключения договоров о поставке продтоваров стали еще прозрачнее, а взаимодействие между всеми игроками улучшилось. Ну и для развития конкуренции появляются новые условия. Ведь теперь недомолвок и условностей в отношениях нескольких сторон стало меньше. 

Так, крупные сетевики, чей годовой оборот составляет 80 тысяч базовых величин и более, занятые в сфере торговли и общепита, обязаны предоставить поставщику продовольствия доступ к сведениям об условиях выбора контрагента. Заодно и к другим данным, без которых не получится заключить договор. Информацию следует размещать на своих сайтах. Если оборот организации меньше, сведения потенциальному партнеру нужно довести бесплатно любым удобным способом в течение двух недель. Что касается потребкооперации, то она вправе размещать информацию на сайтах областных объединений или на виртуальной страничке главного офиса. 

Примерно так же действует механизм в отношении крупного поставщика товаров. Речь о компании, чей объем отгрузки на внутренний рынок превышает 80 тысяч базовых величин в год. В информации, размещаемой онлайн, надо указать перечень групп товаров, сроки и условия поставки, порядок расчетов. Поставщик меньшего калибра должен рассказать о своих условиях работы любым иным удобным способом.

Изменения в законе направлены на создание дополнительных условий для конкуренции на потребительском рынке

Еще один момент: в договоры нельзя вносить условия о плате за право поставок товаров или изменение ассортимента, об ответственности за поставку конкуренту продукции на более выгодных условиях. Запрещено указывать обязательства поставщика возмещать убытки из-за повреждения продуктов во время нахождения в сети или на складе ресторана. А также прописывать вознаграждения за все, что связано с торгово-технологическим процессом: за разгрузку транспорта, приемку товара, фасовку, выкладку на полки. Запрещается понуждать к заключению договоров, направленных на продвижение товаров. Все маркетинговые действия можно оформить только в допдоговорах, не связанных с поставкой. Если, конечно, стороны сойдутся в необходимости такого шага. 

Кроме того, законодательно прописаны сроки оплаты за поставленные товары. Производители и поставщики не раз нарекали на ретейлеров, что те всячески оттягивают момент расчета. А это уже сказывается на финансовом состоянии зависимых партнеров. Теперь, если ретейлер или представитель сетевого общепита заключает договор с поставщиком на оплату товаров через определенное время после их передачи, срок оплаты на соцзначимые товары будет четко обозначен. Так, за те, срок хранения или годности которых ограничен десятью днями, надо рассчитаться не позднее десяти календарных дней. Если срок годности ограничен 20 днями — за 20, 30 днями — максимум за 45 дней с момента приемки. Впрочем, эти сроки в отношении соцзначимых товаров может корректировать Совмин. 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter