В минувшем году на фоне недобора в вузы многие желающие поступить в ссузы остались не у дел

В вуз только через ссуз?

В минувшем году на фоне недобора в вузы многие желающие поступить в ссузы остались не у дел
ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ситуация сложилась в минувшем году в образовательной системе республики. На фоне недобора в вузы многие желающие поступить в средние специальные учебные заведения остались не у дел.

Напомню, девятиклассники в прошлом году могли поступать в ссузы на большинство специальностей, за исключением нескольких, без экзаменов, по результатам конкурса среднего балла аттестата. Одно только «но»: побороться за место в колледже, где конкурс составлял пять и более человек на место, можно было при условии, что в свидетельстве об общем базовом образовании по русскому и белорусскому языкам и профильному учебному предмету у абитуриента значилось не меньше четырех баллов. В итоге получилось, что в такой колледж поступить было сложнее, чем в иной вуз.

Причин тому масса: от демографической ситуации до неверного выбора приоритетов абитуриентами — многие поступают туда, где «престижно», а не туда, где есть реальный шанс закрепиться. Так нужно ли нам такое количество высших учебных заведений?

Высшее образование в нашей стране давно утратило прежнюю элитарность. К примеру, в прошлом году стать студентом вуза можно было, даже получив 3 балла из ста на ЦТ. Да и о каком престиже может идти речь, если из года в год университеты предлагают больше учебных мест, чем выпускается одиннадцатиклассников? Ведь недобор в вузы был не только в прошлом — и в 2012-м, и 2013 годах.

И это при том, что только от 40 до 50 процентов выпускников в состоянии реально освоить программы высшего образования. Напрашивается вопрос: так зачем оставшимся 50—60 процентам штурмовать вузы — ради заветных «корочек»?

Но штурмуют же! И родители готовы платить далеко не скромные деньги за право их чада гордо именоваться студентом вуза. А что потом диплом этот не найдет себе применения, как и специальность, которую получил отпрыск, дело десятое. Главное — университет! Перед соседями похвастаться можно.

А ведь материальный достаток зачастую приходит благодаря вовсе не вузовскому диплому. За очень редкими исключениями. Горнодобывающие, строительные и другие рабочие профессии традиционно приносят тем, кто ими владеет, куда больший доход, чем, скажем, профессия учителя или работника культуры.

Конечно, одни из самых высокооплачиваемых сегодня — это специалисты в области IT-технологий. Но и им вовсе не обязательно иметь высшее образование. Нанимателю важнее умения, профессиональные навыки работника, чем тот факт, что он пять лет слушал лекции в вузе.

Более того, часто руководители, которые по-настоящему заботятся о потенциале своей организации, настороженно относятся к вчерашним выпускникам вузов, предпочитая им тех, кто получил среднее специальное или профессионально-техническое образование. Потому что первый, возможно, и более начитан, образован, но все, чем он обладает, — это теория. Возможно, он впоследствии и станет хорошим бухгалтером, экономистом или архитектором. Но для этого его должны научить работать. Однако есть ли в его организации люди, которые умеют и, главное, готовы это делать? Да и зачем брать на себя несвойственную функцию, если ссузы призваны этим заниматься?

Так почему бы вузам не стать не просто учреждениями образования, а по-настоящему высшим звеном в цепочке «школа — ссуз — вуз»? Хочешь стать ветврачом? Освой азы профессии в соответствующем колледже. Мечтаешь о специальности энергетика? Добро пожаловать для начала в ссуз. А уж потом, имея за плечами профессию и практические навыки, иди в университет. Если, конечно, будет желание. А то ведь теория, не подкрепленная практикой, недорого стоит.

bolshakova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter