Календарь и традиции: 4 - 10 марта 2019 года

В воздухе пахнет весной

Следующая неделя у нас особенная — масленичная. В этом году Масленица (в Беларуси она сохранила еще одно свое название: «сырніца») празднуется с 4 по 9 марта. 


В масленичный ритуал входили «масленічныя дзяды» — обряд почитания предков, которым «передавался» первый выпеченный праздничный блин. Совершались объезды на молодых лошадях вокруг селения — таким образом обозначался защитный круг от всякой нечисти и болезней; катания с гор со значением «на доўгі лён» — кто прокатится дальше, у того и лен вырастет «доўгі»; впервые после долгой зимы раскачивания на качелях — очищение посредством весеннего воздуха (сами качели рассматривались как символ весны). И, конечно, присутствовали элементы карнавальности: использовались маски, выполненные изо льна, пеньки, коры, сухой травы, веток, угля и раскрашенные соком моркови и свеклы, — от устрашающих до комичных, переодевания, «гучнае» музыкальное сопровождение.

Масленица завершает период «малой свадзебніцы», и замужние женщины со стажем проводили обряд приветствия молодых «замужніц», принимали в свой клан: пели им «віншавальныя» песни с пожеланиями скорого потомства, а за песни получали «пачастунак». Не забывали о бабках-повитухах. Особое место в масленичном обрядовом комплексе занимало так называемое наказание молодежи, которая, имея брачный возраст, «шлюб яшчэ не ўзяла» и тем самым нарушала существующее с древних времен правило: ни один человек не должен оставаться без пары. Молодому хлопцу или девушке привязывали к одежде «калодку» — обрубок полена или же деревяшку поменьше, которую надо было таскать за собой. Со временем «приговор» приобрел более мягкие формы: к одежде прикалывали «трэсачку», голову от «селядца», яичную скорлупу и прочие, все равно не очень приятные, «мелочи». За снятие «калодкі» брали выкуп и обещание жениться или выйти замуж в ближайшую «свадзебніцу».

Важным моментом завершения Масленицы становилось сожжение масленичного чучела: происходил настоящий сеанс общественной психотерапии, когда энергия и вера участников действа концентрированно направлялись на избавление от всяческих бед. 

Основным праздничным блюдом были, конечно, блины. Их готовили с самыми разными начинками. 

Начиная с 4 марта практически все метеонаблюдения так или иначе уже связывались с приходом весны, да и сам этот день считался знаковым, поскольку как бы программировал «надвор’е» на будущее. Любопытно, что в ночь на 4 марта старались отводить глаза от неба, чтобы вдруг не увидеть падающую звезду: в это время она предвещала разного рода неприятности.

6 марта в традиционном народном календаре — Тимофей-весновей. Погода чаще всего довольно ветреная, но ветер уже не холодный, а тот, о котором говорят: «пахнет весной». И вообще, «Цімафей — веснавей: ужо цяпло ля дзвярэй». Вот и синицы затренькали совсем в иной тональности — дарят окружающему миру особую, радостную, весеннюю песню.

9 марта — «Паўраценне», церковное — обретение главы Иоанна Предтечи. Тепло все более уверенно приходит на землю: «Янавай галавы зіма баіцца». Пчеловоды начинают заглядывать в свои ульи, проверять, как там пчелки перезимовали. В южных районах говорили, что с этого дня «птица гнездо обретает», проводя таким образом своеобразную аналогию: «глава» — «гнездо».

10 марта — Прощеное воскресенье и заговенье на православный Великий пост. Люди просили прощения у родных и близких за возможные нанесенные им обиды, за свои «справай і языком» совершенные прегрешения. Начинался долгий путь духовного очищения, который верующему человеку предстоит пройти во время поста.

Фото  Ольги ПАК.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter