В «Волме» - аншлаг

Один  из  крупнейших  рыбхозов   страны  не  только  успешно выполняет  производственную программу,  но  и  доставляет массу  удовольствия  рыбакам-любителям

Один  из  крупнейших  рыбхозов   страны  не  только  успешно выполняет  производственную программу,  но  и  доставляет массу  удовольствия  рыбакам-любителям

Когда директор рыбхоза Александр Куликовский стал рассказывать мне о прямо-таки огромных карпах, которых здесь запросто ловят на удочку, я отнесся к этому довольно скептически: знаем, мол, эти рыбацкие байки. Директор, похоже, обиделся и тут же дал охраннику команду выдать недоверчивому корреспонденту удочку и горсть кукурузы из «резервных» запасов и сопроводить на третий прудик. Скептически усмехаясь, я сделал заброс и настроился на явно бесперспективное ожидание поклевки – жара, она ведь и на рыбу не лучшим образом действует. Поэтому, когда поплавок вдруг дернулся и приподнялся, я не среагировал – мелочь балуется. А когда среагировал, было поздно – так, извините за экспрессию, долбануло, что не только леска лопнула, но и бамбуковое удилище на куски разлетелось. Значит, сотворивший это карп как минимум килограммов пять, ну ладно, четыре был. И значит, они и в самом деле здесь водятся. 

С другой стороны, рыбхоз как раз и предназначен для того, чтобы именно здесь карп и водился – вырастал под присмотром грамотных специалистов из икринки до товарного экземпляра, который мы с вами по осени с удовольствием покупаем в магазинах и на рынках. И если учесть, что «Волма» расположена от столицы недалеко и что это третий по величине рыбхоз республики, имеющий только нагульных прудов 900 гектаров, ясно, что большую часть своей продукции хозяйство поставляет именно сюда. Что же ждет нас, потребителей, этой осенью, которая уже не за горами? 

— По плану мы должны реализовать в этом году 574 тонны карпа. Он, безусловно, будет выполнен, хотя и станем поставлять в торговую сеть карпа-двухгодовика – трехгодовик был реализован в прошлом году, остатка почти нет, — комментирует ситуацию директор. — Это добавило некоторой напряженности в работе, но на выполнении плана не скажется. Контрольные обловы показывают, что рыба развивается нормально, по ее навеске мы идем с опережением графика. Так оно и должно быть: специалисты у нас опытные; корма, которые закупаем на государственном предприятии, имеют сертификат качества; нужное содержание в них протеина как раз и обеспечивает эту самую навеску. Нельзя не сказать и о таком вот моменте. После того, а случилось это три года  назад, как рыбхозы перешли в ведение Департамента по мелиорации и водному хозяйству Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, мы почувствовали мощную государственную поддержку и настоящую заинтересованность в итогах нашей работы. Сегодня мы получаем и новую технику, и немалые финансовые средства на мелиоративные работы и реконструкцию прудового хозяйства. Предприняты также кардинальные меры по наведению порядка в системе реализации рыбы. Если еще в прошлом году рыбхозы республики торговали кто где горазд да еще себе в выгоду, а другим в убыток, занижая цену, то сейчас каждое хозяйство имеет свою, скажем так, зону обслуживания. И если «Волме», например, предписано торговать в Борисове, то это значит, что рыбхоз «Селец» там представлен не будет. В крупных городах, особенно в Минске, рыбхозам тоже отведены конкретные места и рынки. Это, скажем так, экономика командная, но в момент, когда рыбхозы только начинают выходить из затяжного кризиса, такие подходы себя оправдывают. Главное, что карп на столе потребителя будет, — дает раскладку на недалекое будущее Александр Куликовский. 

— Вы меня извините, Александр Евгеньевич, но, как потребитель с задатками гурмана, позволю себе побрюзжать: все карп да карп… И никакой, получается, альтернативы этой «народной» рыбе? 

— Не иначе вы недавно с директором нашего департамента Анатолием Аксентьевичем Булыней общались? Это же его позиция – производить не только карпа, но и деликатесные сорта рыбы. Поэтому уже выращиваем своими силами инкубированного сома, стерлядь и форель закупаем, но в перспективе, когда построим скважину и добьемся нужного температурного режима в пруду, будем выращивать сами. Нашу форель охотно берут рестораны, стерлядь, пусть и в небольших количествах, присутствует сегодня в аквариумах крупнейших универсамов. Ну а сом, когда достигнет веса килограмма эдак  полтора, будет, думаю, хорош на платной рыбалке. 

Честно говоря, поначалу мне показалось, что платная рыбалка для крупнотоварного хозяйства, выполняющего серьезные задачи, если не прихоть, то забава, не приносящая ничего, кроме головной боли, – попробуй уследи за нашим братом рыбаком. Заместитель директора Александр Концевой быстро меня в этом разубедил. 

— В позапрошлом году платная рыбалка пополнила кассу на 52 миллиона рублей. В прошлом – на 93 миллиона. И за эти деньги, между прочим, мы смогли три месяца выплачивать зарплату своим работникам. А знаете, сколько людей получили ни  с чем не сравнимое удовольствие от карповой рыбалки? Более четырех тысяч человек! И  только дилетанты (явный намек на автора и его «трофейную» бамбуковую удочку. – Авт.) уезжали от нас без тех самых пяти килограммов рыбы, разрешенных к вылову. Клевало, скажу вам, при любой погоде, потому что почти каждую неделю мы вбрасывали в пруды по 200—300 килограммов карпа, а всего его любители выловили за прошлый год более восемнадцати тонн. Сейчас, несмотря на то, что мы, чтобы отвадить хапуг и любителей дармовщинки, подняли цену путевки до тридцати тысяч рублей, аншлаги на платной рыбалке постоянные. Народ, скажу я вам, хорошо ловит. Кто-то потом везет трофеи домой, кто-то прямо здесь в наших казанах и на наших мангалах варит уху и делает барбекю, а кто-то просто отдыхает в оборудованных для рыбаков беседках. Ну а представьте, что будет, когда мы откроем рыбалку на сома? Или организуем, а такие планы есть, спортивную рыбалку на карпа, который будет весить не менее трех килограммов? 

Я представил, и мне стало хорошо и… плохо одновременно. Хорошо, что появится уникальная возможность поймать матерого карпа. Плохо, что денег на замену порванных шнуров и лесок, поломанных удилищ придется потратить немало. Но, товарищи рыбаки, разве в деньгах счастье? 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter