В Витебске открылась научно-практическая конференция, посвященная столетию УНОВИС

Впервые за два года своего существования Музей истории Витебского народного художественного училища распахнул двери для ученых и специалистов из разных стран мира.

Андрей Духовников в отличном настроении

— Благодаря этому проекту в Витебске меняется ракурс и отношение к этой теме, — говорит один из организаторов мероприятия, директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников. — Это не просто эмоциональное восприятие: «Вот Малевич, он черный квадрат нарисовал!» Мы подводим очень серьезный научный фундамент под эту историю, которая принадлежит городу Витебску, принадлежит нашей стране.

Нынешний год знаковый для Музея истории Витебского народного художественного училища. В канун Нового года музей стал победителем XVII Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь!» в номинации «Музеи и объекты развлечений», а в начале января Витебский центр современного искусства был удостоен специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства за создание экспозиции в историческом здании ВНХУ.

Символично, что конференция, посвященная столетию УНОВИСа, открылась именно в день, когда музей отметил свое двухлетие. УНОВИС родился в этом доме 14 февраля 1920 года, когда группа молодых витебских художников во главе с их учителем Казимиром Малевичем объявила себя «Учредителями Нового Искусства». И закончился он ровно в тот момент, когда художественное училище переехало из этого дома в неприспособленное здание бывшей Любавичской синагоги на улице Володарского, 15.

Витебская молитва

Точно так же и второе рождение УНОВИСа плотно привязано к возрождению дома.

Правда, для этого было нужно, чтобы особняк банкира Вишняка на улице Бухаринской (ныне Шагала), построенный в 1914 году и отданный в январе 1919 года под нужды созданного Шагалом Витебского народного училища, пережил все войны, реквизиции и приватизации.

— В процессе своей жизни дом претерпел очень много изменений, — рассказывает Андрей Духовников.

Следы их видны невооруженным глазом. На одной из лестничных площадок сохранился след от надписи: «Уваход у паліклініку». И действительно, по архивным данным, в 1927 году здесь была поликлиника, а позже — детский дом и масса других учреждений.

Молитва к Малевичу и Лисицкому. Справа Виллем Ян Рендерс

— Когда мы начинали реконструкцию, здесь была контора, дом был поделен на маленькие комнатенки, — продолжает свой рассказ Андрей Духовников. — Очень много было споров. Очень много разных идей. Мы пошли по пути деликатного восстановления того, что нам было понятно. Сейчас дом восстановлен процентов на девяносто. Если появятся какие-то другие документы, можно будет еще что-то немножко доделать.

Главное — удалось восстановить дух дома, из которого, как из зерна, произросли все авангардное искусство, весь дизайн и архитектура XX—XXI веков.

Больше того — отсюда, из этого скромного дома, вырос новый космизм, невероятной смелости идеи о полетах человечества в космос.

— Они были великими фантастами, — говорит видный специалист по витебскому авангарду доктор искусствоведения Татьяна Котович. — Их можно сравнить с Циолковским. Это очень «полетные» люди. Малевич писал: «Мы бросим Землю, изъеденную шашелем, и поднимемся в стратосферу и в космос». Вот их идея.

На конференции

И такие же точно фантасты  те, кто возрождал дух УНОВИСа в Витебске. Сорок лет назад этого нельзя было даже вообразить. Тридцать лет назад об этом только мечтали. И вдруг во время первого «Славянского базара» в июле 1992 года смельчаки из художественного объединения «Квадрат» впервые после октябрьских праздников 1920 года расписали стену дома «супрематическим конфетти» Казимира Малевича. Потом их дело продолжили Андрей Духовников и Татьяна Котович.

«Нас поймут через сто лет» сказал виднейший супрематист, коренной витеблянин Лазарь Хидекель, чья персональная выставка впервые за сто лет откроется в Национальном художественном музее Республики Беларусь 15 февраля и станет продолжением витебской конференции.

Что он имел в виду? Искусство, звездолеты, экологию? Или возвращение той головокружительной романтики, той безоглядной устремленности в будущее, которыми дышал Витебск в 1920 году?

Ради этого духа люди из Америки, России, Нидерландов, Польши приехали в Витебск, чтобы поговорить об УНОВИСе. Они понимают, что только в Витебске по-настоящему об этом можно говорить.

Участники конференции Ирина Заика, Михаил Рошняк, Анна Толстикова, Валерий Черкашин, Виллем Ян Рендерс

Среди присутствующих на конференции замечены такие яркие фигуры как Ивона Малевич  внучатая племянница мятежного мэтра. Она произнесла приветственное слово и зачитала варшавский манифест Казимира Малевича, в котором он призывает к полному разрыву с прежним искусством. Те же идеи высказывал Малевич и в стенах Витебского училища: «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях».

С уникальной лекцией «Черный квадрат, византийское иконоборчество и немецкая мистика XIV века» выступил на форуме прославленный российский искусствовед Дмитрий Гутов. По свидетельствам присутствовавших, эта лекция стала настоящим украшением конференции.

Присутствует тут и Виллем Ян Рендерс  —  хранитель коллекции русского искусства в музее Ван Аббе в городе Эйндховен (Нидерланды).

Участники конференции Михаил Рошняк, Дмитрий Гутов, Галина Губанова, Анна Толстикова

А также Даниель Музычук из Музея искусств Лодзи, где сосредоточено практически все творческое наследие минчанина-супрематиста Владислава Стржеминского.

А также ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Заика.

А также специалисты из крупнейших российских музеев, включая Третьяковскую галерею, художники, искусствоведы, родственники уновистов.

Конференция завершится 14 февраля в Минске.

Художник Анна Толстикова в кабинете Малевича

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter