По случаю своего столетия Купаловский театр заполнил культурное пространство интересными проектами

В вихре семейных ценностей

Купаловский театр предлагает своим зрителям послушать музыку и поэзию, отправиться в закулисье и на юбилейные вечера и, конечно же, посмотреть премьерные спектакли. Огромная команда новых молодых людей взялась привести в порядок архивные материалы и рассказать о том и о тех, кто давно забыт. Даже с помощью спонсоров выпустили первый номер журнала «Купалаўскi», скромно написав, что это «першы ў сотым».

В «Короле Лире» заняты все лучшие купаловские артисты, которые находятся в хорошей творческой форме.
фото Виталия Пивоварчика

Будет ли все это продолжено в неюбилейные годы, пока неясно. Поживем — увидим. Все проекты заслуживают внимания и работают на имидж старейшего театра. В нем происходят серьезные перемены. Театр технически перевооружается, налаживает прямые контакты со зрителями, омолодил актерский состав. Заявляет, что формирует мировосприятие и укореняет национальную идентичность. И все-таки главной задачей театрального храма остается выпуск ярких, интересных спектаклей.

Для подготовленных театральных людей

Среди свежих работ юбилейного года есть смысл подробнее поговорить о трех спектаклях, которые всколыхнули театральную общественность. Это «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», «Король Лир», «Першы».

О «Шляхтиче Завальне» «Р» уже писала. Можно только добавить, что самая трудная задача заключалась в том, чтобы из творчества Яна Борщевского вытянуть наверх мысли, которые зашифрованы в форме сказки. Это произошло.

Шекспировский «Король Лир» явился первым обращением художественного руководителя Николая Пинигина к творчеству великого автора. По признанию постановщика, «Шекспир — это космос, где есть все. Там нет ни одной темы, которой не было бы в жизни».

Постановка пьес Шекспира — всегда риск. Но риск оправданный. Потому что театр имеет дело с классическим длинным многосмысловым текстом, который рождает множество вариантов для авторского спектакля.

Любой актер мечтает в своей творческой жизни прикоснуться к Шекспиру и проявить свои возможности. Наконец, для любого театра постановка пьесы Шекспира — это своеобразный подвиг. Если есть такая работа в репертуаре, значит, театр на высоте.

«Король Лир» у купаловцев получился очень красивым, стильным спектаклем, который наверняка прославит театр и получит множество наград. В нем сошлись воедино мысли режиссера Николая Пинигина и сценографа Екатерины Шиманович. В нем заняты все лучшие купаловские артисты, которые находятся в хорошей творческой форме. Здесь продемонстрированы новейшие театральные технологии. Думаю, что финансы на постановку затрачены немалые. Споры вокруг спектакля сводятся к его замыслу и осуществлению оного. Про что писал Шекспир, образованным людям известно. Что из этого увлекло театр и способно всколыхнуть театральную общественность, осталось пока без ясного ответа. Мое личное восприятие как критика уже высказано вслух. Могу лишь повторить, что современной в спектакле считаю мысль о предательстве как во власти, так и в отношениях близких людей.

Семейная тема, которая сегодня волнует всех нас, органично перешла в следующий спектакль сезона. Казалось бы, странно сравнивать события века прошлого и сегодняшнего, но проблемы семьи повторяются.

Для тех, кому за 20

Молодые и вполне зрелые кадры обновили купаловский театральный дом, чтобы сказать свое слово. Новые люди появились во всех его частях.

В скрытой от зрителей сфере театрального производства неопытность и слабая профессиональная подготовка вызывают раздражение. Зато на сцене молодое поколение хорошо зарекомендовало себя в режиссуре, сценографии, актерском мастерстве.

На камерной сцене состоялась премьера спектакля «Першы». Режиссер, сценограф, актеры — все молодые. Молодой для купаловцев жанр документального театра. Молодые создатели литературного текста Роман Подоляко и Михаил Зуй. На это новое для театра произведение появились многочисленные отклики. Противоречивые по оценкам. Иногда очень обидные. Странно, что чистые, добрые, искренние намерения создателей спектакля были истолкованы некоторыми в черном цвете.

На спектакле «Першы» лежит печать очень самостоятельного альтернативного проекта.
Фото Владимира Шлапака

В спектакле четыре артиста рассказывают истории из детских воспоминаний. Судя по многочисленным интервью, Подоляко и Зуй собирали живые рассказы и были полны желания исследовать все первое, что происходит в детстве. Сюжета нет. Есть первая любовь, первый страх, первый поцелуй, первое разочарование. Все истории художественно обработаны. Справедливо, что характер документальности и совпадения с реальностью широко обсуждается.

Режиссер очень умело выстраивает взаимоотношения людей, вещей, слов, повороты мысли.

То, что на театральном языке называется мизансценой, движется спирально — штопором. Ввинчивание информации направлено в зрителя, который близко, в паре шагов от артиста. Может быть, актриса, получившая реплику, не успеет включить всю гамму чувств и выкрикнет что-то обидное. Зритель должен прочесть то, что остается за кадром.

Усталая детсадовская воспитательница может прикрикнуть на ребенка, потом его обнять, утереть слезы. Мать, запутавшаяся в личной жизни, может не проявить чуткости к сыну, но от этого не перестанет его любить. Спектакль заканчивается очень добрым финалом, полным любви. Уходом детей на зов матери. Уходом во взрослую жизнь, где каждый будет отвечать за свои поступки лично. Его не будет направлять чужая жестокая воля. Не всегда справедлива истина: что воспитали, то и получили. Мне нравится мудрая шутка: «Если тебя незаслуженно обидели, вернись и заслужи». Надо давать сдачи.

На спектакле «Першы», конечно, лежит печать очень самостоятельного альтернативного проекта, где многое предстоит выверять и корректировать. Например, сценография так называемого «бедного театра», с малым финансированием, когда используются подручные средства из подбора. Требуют уточнения и некоторые актерские переходы от детей к взрослым и наоборот.

Главным остается то, что в «Першым» не потеряны ценностные ориентиры. Молодые купаловцы хорошо различают истинное добро и зло. Выбирают себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей. Только не надо их сбивать с пути.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter