Немоляева и Хамдамов, китайцы и Станиславский - главные события кинофорума «Лiстапад»

В вихре «Лiстапада»

Завтра вечером в кинотеатре «Москва» состоится торжественная церемония закрытия 25–го Международного кинофестиваля «Лiстапад». И, наконец, разрешится главная интрига синефильской недели: кому уйдет главный приз форума — Гран–при «Золото «Лiстапада»? Напомним, в основном конкурсе игрового кино в этом году соревнуются 12 картин, все они статусные, зрелищные, отмеченные наградами на международных форумах. Кому отдаст пальму первенства наше жюри под председательством режиссера Юсупа Разыкова — вот главная интрига. Накануне подведения итогов нам бы хотелось вспомнить самые яркие моменты фестивальной недели в лицах и событиях, о которых невозможно молчать.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.


Богиня, или Как она плакала

Почетной гостьей церемонии открытия нашего фестиваля стала актриса Светлана Немоляева, ее выход на сцену под музыку из «Служебного романа» зал встречал стоя и бурными овациями. Актриса плакала и благодарила Минск за теплый прием. После церемонии мы поговорили со Светланой Владимировной о ее ритме жизни и участии в уникальном фильме Рустама Хамдамова «Мешок без дна», который был у нас в прокате в специальной программе «Лiстапад. Коллекция».

— Сегодня вы участвуете в фестивале в Минске, а завтра уже выходите на сцену своего театра им. Маяковского в Москве. Современный ритм жизни беспощаден даже к вам, народной артистке РСФСР.

— Ужасно. Но я как–то так про себя решила, что пока смогу — буду так жить. Я никогда не смирюсь с тем, что у меня нет моего Саши (муж актрисы, Александр Лазарев. — Прим. ред.). Прошло семь лет, как он ушел от нас, поэтому, конечно, я уже понимаю и принимаю — дверь не откроется, и он не войдет. А раньше все время было ощущение, что он вот–вот появится в доме. Нет, смириться с этим невозможно, просто боль загоняется внутрь. Поэтому я так дорожу работой. Когда остаюсь одна и рядом нет детей (они ведь тоже заняты постоянно), вот в такие минуты я не знаю, куда себя деть. Так что лучше уж работа. Я 60 лет служу в театре. 60! Представляете? И не могу без своих спектаклей, гастролей. Это вся моя жизнь. И очень благодарна «Лiстападу» за приглашение на фестиваль.

— Восхищаюсь вашей необычайной ролью в новом фильме Рустама Хамдамова «Мешок без дна», его показывали в Минске.

— Показывали? Ой, как здорово. Что вы, работа с Рустамом для меня — это подарок судьбы. Я с ним встретилась давно, еще в 1980–е годы, когда он снимал «Анну Карамазофф» на «Мосфильме». У меня там был небольшой эпизод. После этих съемок мы с ним очень подружились. Он любит меня. И всегда говорил: «Света, я тебя буду снимать». Честно признаюсь, я не очень этому верила, потому что он непредсказуемый. Я его зову человеком ренессанса. Рустам абсолютно небытовой такой, знаете. Пришелец. Все воспринимает иначе: женские лица, природу, архитектуру, все по–другому. Я, когда увидела в «Мешке без дна» его лес с этими грибами–шапочками, была просто заворожена и практически весь фильм посмотрела на одном дыхании. Мы снимали его в Питере во дворце, который разрушен почти полностью и существует только благодаря кинематографистам. Как вот Рустам снял этот дворец, что на экране не видно, в каком он плачевном состоянии — это, конечно, отдельная песня. Помню, мы снимали сцену моего длинного прохода по анфиладе, шуршит юбка — шур–шур–шур, — я иду мимо окон, и сквозь роскошные шторы на окнах бьет солнце. Я потом спрашиваю у Рустама — где вы взяли такие портьеры? Он отвечает: «Это обыкновенная бумага». Он шторы из бумаги сделал. И все делает сам. Был и оператором на этой картине, хотя у него было много операторов, человек 15, но он их приглашал, по–моему, только затем, что они были с техникой, а у него не было денег даже на камеру. Я сама снималась в этой картине практически бесплатно. И Хамдамов сам выстраивал практически каждый кадрик, не позволял ни на йоту с точки отделиться: «Света, ты не так встала, вышла из луча, не видно бриллиантов, не видно блесток». Он все курировал. Весь зрительный ряд в картине — это целиком его произведение искусства, кино авторское и штучное. Наверное, кинофестивали для этого и нужны, чтобы себя образовывать и находить в общем потоке фильмов уникальные работы. Считаю, вам очень повезло, что вы сохраняете такой фестиваль, как «Лiстапад», и держите планку.
ВАЖНО

Объявлены победители конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк». Лучшей картиной названа «Супа Модо» режиссера из Кении Ликариона Вайнайна.
А судьи кто?

Юсуп Разыков.
Вчера члены жюри основного конкурса закончили просмотр всех 12 фильмов. Мы попросили председателя коллегии, режиссера Юсупа Разыкова сориентировать нас, на какую картину он сделает ставку:

— Все 12 картин, которые мы посмотрели, сделаны профессионально, любые претензии по мастерству здесь будут неуместны. Для меня как для пишущего режиссера нужно открытие на уровне истории. Я никогда не сажусь в зрительское кресло для того, чтобы картину поругать или свести счеты какие–то, всегда жду открытие, потому что люблю кино — и хочу, чтобы оно меня удивляло.

Нерина Т.
Коцьянчич.
Напомним, в прошлом году в основном конкурсе «Лiстапада» участвовал фильм Юсупа Разыкова «Турецкое седло», а вот его коллега по жюри — кинокритик из Словении Нерина Т. Коцьянчич в нашей столице и на фестивале впервые:

— Конечно же, я много слышала о вашем форуме, у вас очень хорошая и ясная концепция — приглашать в конкурс фильмы бывших соцстран. В этом году программа очень сильная, для меня лично хороший фильм — это тот, который учит чему–то новому. Второе — заставляет сопереживать героям. И я нашла здесь такие картины, буду за них голосовать. Город Минск меня удивил и покорил совершенно, столько подсветки на зданиях — не в каждой столице такое увидишь, у вас много модных заведений. По стилю и атмосфере мне Минск чем–то Берлин напомнил.
КСТАТИ

Сегодня можно успеть вскочить в последний вагон и посмотреть в кинозале «Центральный» два фильма основного конкурса: драму из Казахстана «Ласковое безразличие мира», которая лидировала всю неделю в зрительском голосовании «Лiстапада». А также эпическую китайскую историю «Молодость», снятую в голливудском стиле — по размаху, а по школе игры — исключительно русскую, китайские актеры здесь выдают систему Станиславского. Сегодня же в Falcon Club Бутик Кино режиссер из России Наталья Мещанинова представит свой конкурсный фильм «Сердце мира».
«Наше время».

«Молодость».

Событие

Во внеконкурсной программе зрители увидели много главных фильмов киносезона, от Ларса фон Триера до Паоло Соррентино, получавших призы на фестивалях класса «А». Безусловной премьерой среди них на просторах СНГ можно считать шедевральную работу режиссера из Мексики Карлоса Рейгадаса «Наше время». Директор программ игрового кино Игорь Сукманов называет картину главным фильмом года:

— Я рад, что в кинотеатре «Центральный» был полный зал на этой премьере. Рейгадас — не самое простое испытание для зрителей, трехчасовое неспешное повествование не всякий выдержит. Но горжусь тем, что наша публика подготовлена и встретила фильм аншлагом.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter