Музей железнодорожной техники в Бресте за 20 лет посетило более полумиллиона человек

В вагонах прошлого

Паровоз «Феликс Дзержинский», тепловоз имени Дмитрия Гвишиани, гаубица Д-44, вокзальные часы, станционный колокол… Экспонаты брестского музея под открытым небом дают прекрасную возможность заглянуть в минувшее железной дороги, прочувствовать всю мощь и красоту техники из разных временных периодов. 

Машины времени

Паровоз серии ФД — Феликс Дзержинский — сразу бросается в глаза. Все же это один из самых мощных «огнедышащих» локомотивов советского периода. Интересный факт: его проектирование и постройка заняли рекордно короткий срок — всего 170 дней. На лицевой стороне в центре прикрепленной звезды красуется портрет наркома — основателя ВЧК. Поближе к нему и подобрался один из посетителей — мальчишка Кирилл Бацук. А вот мама Татьяна говорит:

— Мы минчане, приехали в Брест к родственникам. Давно наслышаны о музее. Сейчас будто прокатились на машине времени. Здесь действительно есть на что посмотреть. Очень впечатлили пассажирские вагоны 1903 года, им ведь уже более ста лет! Даже не хочется уходить, столько всего интересного.


Не скрывают радости две подружки—китаянки Ли и Чен. Девушки учатся в белорусской столице, но решили побывать в городе над Бугом:

— Белорусы большие молодцы, что сумели создать такой замечательный объект. Очень познавательно увидеть локомотивы в разрезе: сразу становится понятным их принцип действия и устройство. К примеру, в одном из паровозов условно представлена циркуляция воды, газов и пара. Все так наглядно и доходчиво. У нас в Пекине тоже есть подобный музей, но ваш ему не уступает. Здесь так много экспонатов, что просто дух захватывает. 

С миру по экспонату

Собрать такое количество техники в одном месте было совсем непросто. Поисковый процесс стартовал еще в начале 1990-х. Заведующий музеем Юрий Заяц вспоминает, что он вместе со своим коллегой Аркадием Приветенем искал экспонаты по всей территории бывшего Советского Союза:

— Старались сохранить все, что только можно, хотя бы в одном экземпляре. К 1996 году основная часть экспозиции была собрана. Встал вопрос о площадке, и руководство Белорусской железной дороги пошло нам навстречу. Музей обосновался неподалеку от знакового места — Брестской крепости — и заработал в 2002 году. Так что в этом году мы отпраздновали 20-летие. К слову, наш объект в каком-то роде уникальный: в Беларуси подобный музей работает только в Барановичах. 


Полагать, что экспонаты навечно встали на прикол, неверно. Им еще можно возвратить былую прыть, да и делалось это неоднократно. Железнодорожная техника из Бреста засветилась в нескольких десятках кинокартин — «Брестская крепость», «Курсанты», «Последний бронепоезд», «Застава Жилина», «Днепровский рубеж», «Последний бой майора Пугачева» и других. 

Не срывая стоп-кран

Сотрудники музея постоянно ищут и находят новые способы, которые делают объект еще более привлекательным и интересным. Так, четыре года назад после реконструкции дополнением экспозиции стал выставочный павильон. В новом зале можно увидеть стилизованные макеты вокзалов областных центров страны, познакомиться с хронологией развития железнодорожной сети Беларуси. Тематический раздел экспозиции представлен двумя поездами-витринами, расположенными под стилизованным перроном с навесом. В прошлом году появился новый макет, демонстрирующий работу современной Белорусской железной дороги. 

Кроме того, в экспозиции есть коллекции моделей локомотивов и железнодорожных вагонов. Также в зале размещаются предметы быта железнодорожников, форма машинистов, коллекции железнодорожных фонарей и локомотивных табличек разных периодов времени. Современные технологии позволяют экспозиции легко обновляться, говорит Юрий Заяц:

— В год мы принимаем около 40 тысяч посетителей. Конечно, в ковидный 2020-й этот показатель сократился вдвое, однако уже в нынешнем полугодии число желающих приобщиться к истории железных дорог достигло 30-тысячной отметки. Интерес к экспонатам проявляют не только брестчане и жители Беларуси, но и зарубежные гости. В целом за 20 лет работы музея здесь побывало более полумиллиона человек. Так что будем развиваться дальше, чтобы тропа в музей никогда не зарастала.

Локомотив вел к Победе

В брестском железнодорожном музее свыше полусотни единиц техники. В основном паровозы. Тут можно увидеть машины всех поколений — довоенного, военного и послевоенного времени. Самый старый — Эу-686–98, построенный еще в 1929 году. Кстати, локомотивы этой серии во время Великой Отечественной войны использовались в прифронтовой полосе, подвозили эшелоны прямо к линии фронта. Неподалеку — трофейные немецкие, которые после войны широко применялись в СССР для восстановления народного хозяйства. 

Среди тепловозов выделяется пассажирский, серии ТЭП-50. Ему присвоено имя Дмитрия Гвишиани — курсанта Военной академии, который погиб при тушении горящего локомотива. А из экспонатов, вагонов дореволюционного периода, даже можно сформировать целый состав. В странах на постсоветском пространстве нет аналогов такому поезду. Как, впрочем, и редчайшему багажному вагону габарита RIC. Всего их было выпущено пять штук.

ДОСЬЕ «НГ»

С 2013 года музей входит в состав Культурно-спортивного центра РУП «Брестское отделение Белорусской железной дороги». Площадь музея около 30 тысяч квадратных метров, а общая длина трех экспозиционных путей — более 1200 метров. В экспозиции представлено более 300 экспонатов. Самый старый — слесарные тиски 1867 года, произведенные на немецком заводе в Хемнице. Самый молодой — тепловоз ТЭМ-15 1988 ­года. 

yarmoschuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter