Минспорта: в этом отпускном сезоне спрос на услуги агроусадеб, как ожидается, вырастет на 25 процентов

В усадьбе всё включено

Спад в мировом туризме, продолжающийся третий месяц подряд, открыл новые возможности для развития индустрии гостеприимства внутри страны. Закрытые границы и аннулированные туры подстегивают отпускников и путешественников переориентироваться на отдых в родной Беларуси. Санатории, базы отдыха, агроусадьбы готовы предоставить услуги по оздоровлению и качественный сервис всем желающим. И это уже находит отклик. Изучаются предложения, бронируются места — сезон отпусков обещает быть жарким. Эксперты ожидают 25-процентного роста спроса белорусов на отдых в агроусадьбах. Какими условиями привлекут туристов в нынешнем сезоне субъекты сельского туризма и операторы, интересовалась корреспондент «Р».

Усадьба «Серая Шейка» в агрогородке Полыковичи Могилевского района.
Фото Андрея Сазонова

Вот-вот начнется сезон отпусков. Многим уже пришлось подкорректировать свои планы: отказаться от отдыха на морском побережье, перенести на неопределенное время заграничную «экскурсионку». Но отдых никто не отменял. Провести отпускное время с пользой для души и тела можно и в родных пенатах. Как насладиться предстоящим, по прогнозам синоптиков, достаточно жарким летом в новых условиях, рассказали эксперты туриндустрии.

Внутренний туризм просит интересный продукт

Филипп Гулый, председатель правления Республиканского союза туристической индустрии,
туризм в нашей стране характеризует как сезонный бизнес, который начинается с апреля и заканчивается в октябре. Плюс предновогодняя «вспышка» спроса на туруслуги в декабре:

— Для объекта размещения даже в несезон I квартал каждого года более-менее оживленный, так как кроме классического тревел-туризма развит деловой туризм. Но выручка в I квартале для организаций — это преимущественно предоплаты за туры, которые субъекты при невыезде за границу должны туристам вернуть. Люди отказываются от предоплаченного отдыха.

Мы отличаемся, как и прибалтийские страны или Чехия, небольшой емкостью выездного турпотока для переориентации на внутренний рынок. Страна по территории и логистическим цепочкам невелика, поэтому не надо нас сравнивать с США, Россией или Польшей. Это страны с высокой емкостью внутреннего потока туристов. А что делать малым странам? Прибалтийцы, например, объединяются со странами-соседками, чтобы заполнить свою инфраструктуру. Таким образом, большие закрываются вовнутрь, а малые страны ищут пути добрососедской кооперации.

По нашим оценкам, порядка 800 000 белорусов выезжают на отдых за пределы страны. Какую-то часть их, конечно, в этом году хочется сориентировать на отдых в Беларуси. Из чего он состоит? Какой торговый компонент производит туроператор? Экскурсии, автобусные туры, комбинированные пакеты (например, байдарки, агроусадьбы, конные походы и т.п.), туры выходного дня столичных жителей в областные центры и турпоездки соотечественников из регионов в столицу. А туроператоров, производящих этот продукт, немного. Но в нынешних условиях их может оказаться намного больше. Нужно создавать собственные интересные продукты внутреннего туризма, продвигать их на рынке. И это уже не торговля, а производство. Базис туристической инфраструктуры должен меняться по качеству, сервису, переориентации на жителей Беларуси. 

Возникает немало нюансов. Нуждается ли наш турист в экскурсионном продукте? Да, но это низкомаржинальная, крайне сложная конкурентная система. И в сезоне-2020 так называемая «экскурсионка» вряд ли будет сильно востребована. Виной тому распространение вирусной инфекции: туризм в течение лета не будет пользоваться большой популярностью среди соотечественников. Считаю, что спрос среди населения будет высоким на агроусадьбы, спа-туры, санаторный отдых, программы на природе. А для этого надо работать над условиями снижения себестоимости и интеграции местного предпринимательства в кластерную систему региона.

Полмиллиона белорусов ежегодно отдыхают в агроусадьбах
belkraj.by

Усадьбы ждут гостей

Прогноз по посещаемости усадеб Браславщины — одного из самых туристических мест страны — на это лето у хозяев оптимистичный. В озерном регионе действует более 280 объектов сельского туризма.

Юлия Герцева, председатель совета Браславского районного общественного объединения трансграничного сотрудничества «Еврорегион «Озерный край», управляющая усадьбой на хуторе Петуховщина:


— Не почувствовала изменений в бронировании домиков на летний сезон в усадьбе. Все выходные расписаны. Летом люди приезжают минимум на 5—7 дней, а в межсезонье предпочитают туры выходного дня. Наблюдаю, что так называемый низкий сезон по приему гостей на Браславских озерах гораздо лучше, чем в прошлом году. В апреле номера не пустовали. Недавно к нам в Петуховщину приезжала семейная пара на две недели самоизоляции. Цены умеренные (от 23 рублей за сутки с человека), и мы не будем их повышать, а основные клиенты усадьбы — это представители среднего класса. Заказов от жителей нашей страны немало, особенно на июль — август. 

К лету готовы

О том, как идет подготовка к сезону, рассказали сами владельцы туробъектов.

Нина Гловацкая, хозяйка фермерской агроусадьбы в деревне Андроново Кобринского района:


— Наша усадьба — мое обожаемое детище, в которое вложены сердце и труд. Мы работаем уже 12 лет. Можем принять на ночлег до 15 человек сразу, есть банкетные залы для торжеств, танцевальная площадка, детская зона. Люди к нам приезжают по несколько раз. Традиционно мы принимали много зарубежных гостей. У нас есть своя пекарня, яблоневый сад, много оригинальных фишек в исконно полесских традициях. По нынешней ситуации скажу так: сегодня в мире ни один руководитель, ни один простой гражданин не в курсе, что будет дальше в ситуации с коронавирусом. Наша семья пока взяла тайм-аут: в последние дни гостей не принимаем, зато делаем везде ремонты, реконструкции, обновления с целью улучшения качества туристических услуг. Планирую закончить все работы к 1 июня. 

Эдуард Войтехович, владелец усадьбы и центра развития сельского предпринимательства в деревне Комарово Мядельского района Минской области:


— Работаем стабильно: у нас на территории агроусадьбы два отдельно стоящих дома для отдыха, и в одном из них сейчас живут постояльцы. Люди приезжают в основном на выходные. Готовы к летнему сезону, действуем по эпидемиологической обстановке. Настроение у туристов позитивное, все стараемся ходить в защитных масках. Кстати, сами запустили в Комарово их производство. В общем, не сидим сложа руки. Недавно посадили более 300 деревьев в парке. Развиваем как туристическую тему, так и региональное производство: выпекаем свой хлеб, варим пиво, здание ремонтируем под сыроварню. Всячески поддерживаем местных предпринимателей, производящих региональный продукт. Также совместно с партнерами развиваем проект поддержки предпринимателей в сельском туризме.

Для того чтобы развивался внутренний туризм, надо максимально использовать потенциал региона. У нас это не замки, как, скажем, в Чехии или Германии, не горы и не море… В Беларуси это замечательная природа, дивные озера и богатые леса… Надо активно использовать природные ресурсы для радости и отдыха людей, соблюдая при этом, конечно, все экологические нормы.

КОМПЕТЕНТНО

Виталий ГРИЦЕВИЧ, заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма: 


— В прошлом году объекты агроэкотуризма посетило почти 515 000 туристов, из которых более 465 000 — жители нашей страны. Первые позиции по количеству туристов, воспользовавшихся услугами агроэкоусадеб в 2019 году, занимают Минская, Гродненская и Брестская области. По сравнению с летом прошлого года ныне ожидается прирост спроса на отдых в агроусадьбах на 25 процентов. Это закономерно: из-за ситуации с коронавирусом происходит переориентация на внутренний туризм. К тому же в сельский туризм приходит все больше предпринимателей, которые открывают новые гостеприимные объекты для отдыха в лучших национальных традициях.

Валерия Клицунова, председатель правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне»:


— Бизнес турфирм в городах расшатался. Но в усадьбах хозяева живут и будут принимать постояльцев, несмотря ни на что. После провального апреля можно констатировать, что потери из-за эпидемии коронавируса, отсутствия иностранцев в усадьбах есть. Отмечу, что это не только повод для беспокойства, но и дополнительная мотивация на появление новых идей.

Ежегодно 500 000 белорусов отдыхают в сельских усадьбах. Стоимость отдыха везде разная (от 20—25 рублей за сутки и выше) и зависит от категорий, которых четыре. Всего в стране 2760 достойных агроусадеб. Огромный спрос на отдых в деревне наблюдался как среди белорусов, так и нерезидентов. Сегодня приостановились организации свадеб с иностранцами, коллективные автобусные туры, школьные выезды и спортивные слеты… 

Наблюдаю разные модели поведения хозяев — от полной самоизоляции до непризнания вирусной инфекции и нигилизма. Все ведут себя по-разному. Более 50 процентов предпринимателей не отчаивается, ищет новые формы взаимодействия, принимает наших граждан в турах выходного дня преимущественно в отдельных домиках. Все стараются держать дистанцию и, конечно, готовы принять людей в новом сезоне. 

Если хозяева усадеб живут там же, где и принимают туристов, то ситуация несколько иная. Некоторые опасаются за здоровье, свое и близких, поэтому пока поставили на паузу дело, ждут улучшения эпидемиологической ситуации. 

Понятно, что хозяевам усадеб надо их содержать, проводить реновацию, обновлять фонд. Не устаю говорить о необходимости поддержки в трудную минуту сельского туризма и всей туристической отрасли, предоставления налоговых послаблений. 

Галина ПОТАЕВА, кандидат географических наук, директор туроператора «Виаполь»: 


— Ситуация, конечно же, отразилась и на туризме в нашей стране. Мы являемся туроператором по въездному и внутреннему туризму. Из-за рубежа не приехало порядка 5000 туристов, у которых были оплачены туры. 

Обычно в день мы продавали до 70—80 путевок. Потом продажи снизились. Но после двух месяцев затишья интерес со стороны белорусов к экскурсиям начинает оживать. С конца апреля каждый день несколько человек покупали наш продукт. В конце мая мы собираемся возобновить экскурсии по Беларуси. Маски, рассадка по одному — все будем учитывать. 

Оптимизма не теряем: разработали свой бизнес-план по выходу из кризиса и выйдем! Находясь в самоизоляции, интенсивно работаем в удаленном доступе. Был составлен график сборных экскурсий по Беларуси до конца года, в нем по 30 экскурсий каждую неделю. 

shimuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter