В упреждающей готовности

Союзные рубежи под воздушным щитомНадежная защита собственного государства во все времена служила гарантией сохранения его территориальной целостности и независимости. В наше время исход противоборства зависит прежде всего от того, кто выиграет сражение в небе. А потому важнейшую роль в защите государственных рубежей играют Военно-воздушные силы и войска ПВО. После того как Беларусь и Россия заключили Соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны, в СМИ начали появляться порой прямо противоположные мнения о целях, задачах и механизмах реализации этого соглашения. За объективной и достоверной информацией на этот счет «СВ» обратилось к командующему ВВС и войсками ПВО Вооруженных сил Республики Беларусь генерал-майору Игорю АЗАРЕНКУ.

– Игорь Павлович, чем вызвана необходимость создания единой региональной системы ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации?
– В современных условиях, как никогда раньше, остро ставится вопрос о высокой (даже упреждающей) готовности системы ПВО к отражению ударов средств воздушно-космического нападения. И подписание данного соглашения – еще один шаг на пути дальнейшего укрепления безопасности Беларуси, России и Союзного государства в целом.
В соответствии с Военной доктриной Беларусь в качестве потенциального противника не рассматривает ни одно из государств. Поэтому все меры, принимаемые для обеспечения военной безопасности государства, направлены на то, чтобы противников у нас не было и в будущем.
То есть белорусская армия является не инструментом ведения войны, а важнейшим фактором ее предотвращения. А чтобы армия служила сдерживающей силой, она, как и вся система обеспечения военной безопасности, должна соответствовать новым вызовам современности, в том числе и изменившемуся содержанию вооруженной борьбы. Войны и военные конфликты в конце ХХ – начале ХХI  веков, мощные террористические акты в ряде государств показали, что обозначился своего рода определенный рубеж в развитии теории современной войны, средств вооруженной борьбы и военного искусства.
Приоритеты сегодня отдаются неконтактным действиям, когда удары наносятся без входа носителей в зону поражения, а также террористическим акциям, в том числе с использованием летательных аппаратов. Важнейшим признаком неконтактных действий стало широкое применение высокоточного оружия. Если во время Второй мировой войны для уничтожения железнодорожного моста через крупную реку надо было сделать 4,5 тысячи самолетовылетов и сбросить на этот мост порядка девяти тысяч авиационных бомб, то уже в конце ХХ века такой мост уничтожался всего лишь одним самолетом и одной крылатой ракетой.
Словом, важнейшей особенностью военных конфликтов в современных условиях является ведение интенсивных боевых действий с целью завоевания превосходства в воздухе. Соответственно, роль противовоздушной обороны в наши дни имеет приоритетное значение.
– Широко распространено мнение, что договоренность о создании Единой системы ПВО является ответом на планы размещения американской ПРО в Европе и расширение НАТО.
– Это абсолютно не соответствует действительности. Подписанное соглашение носит сугубо оборонительный характер. Даже в самой аббревиатуре ПВО слово «оборона» подчеркивает предназначение и значимость соглашения. Взаимодействие в области противовоздушной обороны было и остается одним из важнейших и первоочередных направлений белорусско-российского сотрудничества в военной сфере. В его основе много факторов. Это и общность внешних  воздушных границ, и традиционно сложившаяся высокая степень интегрированности систем противовоздушной обороны еще со времен СССР, и однотипное вооружение и техника. Наши страны в равной степени заинтересованы в использовании инфраструктуры и ремонтно-восстановительной базы, в контроле воздушного пространства, особенно в вопросах обнаружения маловысотных и малоскоростных воздушных целей.
С созданием единой системы ПВО Беларусь получит усиление сил и средств авиации и ПВО со стороны России. Такое же усиление получит и Россия со стороны Беларуси. По оценкам многих зарубежных экспертов, белорусская система ПВО является одной из сильнейших не только среди государств постсоветского пространства, но и в Европе. Силы и средства ПВО Беларуси способны пресечь агрессию с воздуха в любом локальном конфликте. При этом основные усилия они сосредоточивают на прикрытии группировок войск и объектов тыла от ударов с воздуха, авиационной поддержке войск, поражении авиационных, противовоздушных группировок и резервов агрессора.
– Каков механизм реализации данного соглашения? Каким может быть состав единой системы ПВО? Кто может ее возглавить? По каким принципам будет осуществляться руководство и управление?
– В состав Единой региональной системы ПВО войдут соединения  и воинские части сторон, которые находятся на территории Беларуси, западных областей Российской Федерации и Калининградского особого района. Предварительно это пять авиационных частей, десять зенитно-ракетных, пять радиотехнических и одна воинская часть радиоэлектронной борьбы. Однако окончательный перечень должен быть утвержден министрами обороны двух стран в трехмесячный срок со дня вступления в силу соглашения.
Вопрос о том, кто возглавит данную систему, будет решен совместным указом президентов двух стран по представлению министров обороны.
Уже осенью 2009 года в рамках совместных учений «Запад-2009» появится возможность испытать на практике единую систему противовоздушной обороны.
– Ряд СМИ утверждают, что создание единой региональной системы ПВО угрожает Беларуси потерей ее суверенитета и независимости. Как вы относитесь к таким заявлениям?
– Единая региональная система ПВО ни на йоту не ущемляет суверенитет нашей страны. Наоборот, отсутствие такой системы значительно увеличивает риски на этот счет.
Подписание соглашения запускает практический механизм, с помощью которого будут более глубоко и комплексно рассматриваться вопросы не только обмена информацией между центральными командными пунктами ВВС и войск ПВО Беларуси и ВВС России, но и вопросы управления, технического обеспечения, подготовки кадров. При этом значительно снижаются собственные затраты Беларуси (как  и России) на содержание системы ПВО, повышается эффективность проведения ремонтных и регламентных работ, обеспечивается равный доступ к новым технологиям, что закономерно послужит созданию совместных оборонных проектов в сфере ПВО.
А самое главное, единая система ПВО является мощным фактором сдерживания от попыток разговора с нашим государством с позиции силы, служит тому, чтобы над головой наших граждан всегда было мирное небо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter