В центре невнимания

Тему этого материала подсказала наша постоянная читательница. Ее внучка хорошо учится в школе, но из-за своей невнимательности постоянно получает отметки ниже тех, которые заслуживает. И как ни бьется вся семья над тем, чтобы девочка стала хоть чуточку внимательнее, ничего не получается. Как можно помочь такому ребенку?

Все дело в тренировке


— Произвольность внимания — это один из показателей готовности ребенка к школе. У маленьких детей обычно существует непроизвольное внимание, когда привлекает что-то интересное и яркое. А произвольное, когда  ребенок может заставить себя сосредоточиться на деле, даже если ему это не очень интересно, формируется к пяти-шести годам, — объясняет детский и семейный психолог Семейного центра Юлии Гусаковской-Старовойтовой Светлана ДЕДОВА.
Но само по себе произвольное внимание не возникает — его нужно тренировать. Для малышей хорошей тренировкой служат простейшие, казалось бы, инструкции родителей: возьми куклу, поставь машинку, сложи кубики. Это учит ребенка концентрировать свое внимание на нужном объекте.
Еще одно упражнение: скажи, что изменилось. Вчера на этой полке стояли такие игрушки, а сегодня какие? Что нового во дворе за окном? Что изменилось в цветке, который ты посадил? В чем сегодня ушел папа на работу? Вначале, скорее всего, ребенок не сможет назвать ничего, никаких отличий не заметит. Но если такое задание давать ему каждый день, то он начнет обращать внимание на происходящее вокруг.
Очень действенное, по мнению Светланы Дедовой, такое упражнение. Дайте ребенку печатный текст — книгу или газету — и поставьте перед нам задачу: скажем, все буквы “а” в этом тексте вычеркнуть, а буквы “к” обвести в кружок. Таким образом тренируется как переключение, так и концентрация внимания. Сложность текста и его объем нужно подбирать соответственно возрасту ребенка. Ребенку помладше будет достаточно поработать с двумя буквами, а старшему можно и усложнить задачу — дать задание с тремя и более буквами.


Терпение и труд


Специалисты заметили, что проблемы с произвольным вниманием чаще возникают у детей из семей, в которых ребенок живет в свое удовольствие, все его капризы выполняются, а взамен от него ничего не требуется. А для малышей очень важно, чтобы у них были какие-то обязанности. Например, поел — убрал за собой тарелочку, поиграл — убрал игрушки, можно приучить регулярно поливать цветочек на окошке. Он должен знать, что это только его обязанность и никто за него ее не выполнит...
Если же у ребенка нет никаких обязанностей, он не знает, что такое “надо”, “я должен”, то у него обычно низко развита степень произвольности внимания. Такому сложнее начинать учебу в школе.
Кстати, это одна из причин лени. Лень возникает либо оттого, что у ребенка нет привычки и навыка работать, либо от усталости, либо от отсутствия интереса к выполняемому делу. Если же это дело необходимо выполнить, то на помощь человеку приходят его произвольность внимания и воля.
Школьные уроки плюс дополнительные кружки после занятий — далеко не каждый интеллектуально развитый ребенок может справиться с такими нагрузками. У него может быть повышенная утомляемость. Таким детям больше подойдут спортивные секции, чтобы интеллектуальная нагрузка сменялась физической.
Очень многие ребята начинают отвлекаться, если у них слишком сложное задание или заданий очень много. Ребенок просто теряется, начинает бояться, что со всем не справится, уходит в себя. Важно, чтобы родители заметили, в чем дело, и помогли ему организовать свою деятельность. В первую очередь нужно установить четкий график: сейчас ты делаешь это задание, потом вот это, а затем перерыв. Чтобы его не пугали сложные, как ему кажется, задания, их следует раздробить на более мелкие и легкие.
Если у ребенка еще не сформирован самоконтроль, то контролировать его должен взрослый. Чтобы он не отвлекался на посторонние дела, может понадобиться присутствие родителей — рядом на стульчике или же просто в комнате. Но контроль ни в коем случае не должен быть постоянным. Тогда ребенок переложит ответственность с себя на папу и маму и будет ждать, когда ему скажут, что и как делать.


Человек рассеянный с улицы Бассейной


Бывают с рождения рассеянные дети. Рассеянность — это очень сильная концентрация на чем-либо одном. И всего остального человек уже не замечает. Ребенок по дороге в школу может так увлечься своими мыслями и образами, что пройдет мимо нее. Это больше свойственно людям творческим, с развитым интеллектом.
Рассеянность — это свойство личности, и с возрастом оно сильно не меняется. Однако давать ребенку задания на тренировку памяти, о которых мы рассказывали выше, все равно нужно. Это принесет свои плоды, хотя эффект будет не таким заметным, как у других детей. Рассеянным детям нужно помогать организовывать деятельность, следить за тем, чтобы они не переутомлялись.
— Если ребенок всегда был внимательным и вдруг становится рассеянным — это сигнал, что у него что-то произошло, — говорит Светлана Дедова. — В школе, дома или с друзьями. Он переживает и не может сосредоточиться на том, что для него сейчас не так актуально. В этом случае с ним просто нужно поговорить, выяснить, что происходит, и решить эту проблему.
Свой отпечаток накладывает и долгое сидение за компьютером, перед телевизором. Это утомляет нервную систему, и человеку становится сложно сосредоточиться. Сказывается и наличие аденоидов. Да-да, ведь при этом затрудняется дыхание и головной мозг недополучает кислород. Отсюда и снижение концентрации внимания. Но эту проблему можно решить только с помощью медиков.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter