В центре Минска шалят привидения

Юбилей белорусского писателя Владимира Короткевича театр имени Янки Купалы отметил премьерой «Дикой охоты короля Стаха»

Юбилей белорусского писателя Владимира Короткевича театр имени Янки Купалы отметил премьерой «Дикой охоты короля Стаха»

Одно из любимых читателями произведений толкуют то как сказку, притчу, философский трактат, то как историю любви. Версий множество из-за незаурядных образных смыслов. Режиссер Владимир Савицкий называет свою работу более чем скромно: психологический детектив. Но есть в спектакле и сказочное, и притчевое, и философское. Все это поднимается до космического звучания, объединяя рай и ад, царство Бога и дьявола. Остается только отделить фантазию от реальности, не разрушая при этом замечательной таинственности текста.

Кинематограф и даже опера недаром обращались к «Дикой охоте короля Стаха», находя в произведении возможность с помощью мистики организовать эффективное зрелище. Создавая свою инсценировку, кстати, отмеченную на конкурсе драматургов серьезной премией, Савицкий, очевидно, знал, что станет сочинять спектакль не с помощью визуальных средств, а с расчетом на психологическое актерское исполнение. Того и другого в спектакле достаточно: редкий случай, когда в театре сегодняшнего дня работают не только глаз и ухо, но и мысль.

Играют молодые артисты. Двое из них проверены режиссером в предыдущей работе «Баллада о любви» по «Альпийской балладе» Василя Быкова. Это Анна Хитрик и Роман Подоляко. Обладая определенным уровнем профессионального мастерства, они умеют передавать тонкости душевных переживаний. Это когда на зрителя обрушивается водопад порядком подзабытых ощущений: чувство собственного достоинства, желание думать не о себе любимом, а о том, кому сейчас необходима помощь. Хороший артист легко надевает и меняет маски. Розыгрыш и смена обличий сегодня излюбленный метод игры. Куда труднее растревожить себя не на шутку, сжечь нервные клетки, чтобы одарить зрителя откровением души и вернуть веру в добро.

Наблюдая за театральной работой этих двух артистов, думаешь о том, как растет их и наш духовный опыт при разгадывании серьезной литературы, при соприкосновении с выразительным и неповторимым миром больших писателей. Особенно радостно, что это белорусская литература в лучших своих образцах. Искусство всегда помогало человеку искать самого себя, сверять поступки по классическим образцам, пока не стало властно вторгаться попсовое представление о жизни. «Милость к падшим» — предмет насмешки. Бедняга Пушкин в этой формуле видел коренные основания нашей культуры. Но сегодня театр редко заботится о том, чтобы вернуть в культурное сознание зрителя вечные ценности. Чаще успех за-воевывается умелым нажатием на педали – компоненты театрального зрелища: сценографию, музыку, пластику.

Между прочим, все это присутствует в новом спектакле, но не затмевает главного – актера. Деревянный подиум распадается на хитрые ловушки, выталкивая и поглощая героев. Из подземных глубин появляются привидения, раздаются странные звуки. В центре сцены лестница-стрела поднимает высоко, спасает, возносит. Чем не модель мироздания с ее высотами и падениями? С помощью простых средств художнику Виктору Тимофееву удалось создать даже образ чавкающего болота. Музыкальное оформление Павла Захаренко и пластическое решение Евгении Кульбачной предвещают неожиданные повороты сюжета.

В спектакле есть все, что необходимо детективу: интрига, мистика, догадки и ожидания, приступы безумия и тень смерти. Нет, к счастью, агрессии и натурализма. Распутывание сюжета происходит без лишнего треска и убийств, с каким-то целомудренным достоинством и завершается мощным аккордом. Освобожденная от гнетущего предсказания и страха героиня словно взлетает. Взлетает и музыка. Ветер развевает белые одежды. Точка не поставлена. Вся фантастичность рассказанной истории ведет к тому, что человеческие судьбы связаны во времени со множеством других. За все надо нести ответственность, если однажды сознательно причинил зло.

В день 85-летнего юбилея театра было сказано много справедливых слов о высоком статусе национального коллектива и прославленных традициях. Ничто так хорошо не подкрепляет комплименты, как действительно талантливый спектакль, который не позволяет зрителю быть пассивным созерцателем происходящего, а дает возможность выбирать путь индивидуального поведения. Духовную модель поведения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter