В третье тысячелетие — с книжкой под мышкой?

Школьные библиотеки становятся медиацентрами,не утрачивая своего предназначения — приобщать к чтениюОбщий книжный фонд школьных библиотек — 103 094 820 единиц. 51,5 процента этих книг — художественная литература, остальные относятся к категориям “учебная” и “учебно- методическая”.

— Хотя научных исследований литературных предпочтений учеников не проводилось, педагоги отмечают снижение интереса к классике, — констатирует главный инспектор Министерства образования Раиса Сидоренко. — Читать серьезную литературу сложно, этому надо учиться. Гораздо легче “переваривать” понятные, доступные, насыщенные событийно, но бедные стилистически и художественно книги.
Чтобы не терять способности к диалогу с молодым поколением, педагоги стараются читать то, что выбирают дети. Но осилить “Поттериану” воспитанным на “Войне и мире” учителям часто не под силу. Мужественных экспериментаторов впору только утешить: по подсчетам моей собеседницы, количество подростков, которые увлекаются философской литературой, тоже возросло. Как их старшие братья, отцы и деды, дети третьего тысячелетия ищут ответы на вопросы о смысле и законах бытия. Часто эти поиски приводят их в школьную библиотеку. Поэтому в разных странах вопросам работы библиотек уделяется государственное внимание. В соседней России, например, на днях завершился международный фестиваль школьных библиотек. Наш Национальный институт образования по поручению министра образования готовится в начале зимы провести республиканское совещание по вопросам школьных библиотек.
Программа развития общего среднего образования подразумевает, что школьные библиотеки постепенно будут преобразованы в медиацентры, оснащенные современной компьютерной техникой.
— Взрослые склонны упрекать детей в том, что они мало читают, — замечает собеседница. — На мой взгляд, у сегодняшних учеников много источников информации — не только книги, но и телевидение, Интернет. Количество детей и подростков, которые предпочитают черпать из них информацию, увеличивается. Медиацентры станут не просто хранилищем всех средств обучения, но и местом, где любой школьник сможет получить интересующую его информацию удобным ему способом.
Библиотечные проблемы не новы: хочется, чтобы и фонды были богаче, и зарплата сотрудников весомее. Сейчас Министерство образования работает над возвращением в жизнь книжной серии “Школьная библиотека”. В последние годы издание предусмотренной школьной программой литературы осуществлялось в меньшем, чем хотелось бы, объеме.
А вот вопрос соответствия количества учебников на русском и белорусском языках давно решен: все учебники издаются в двух вариантах, а управления образования составляют заявки на нужное количество книг. Если отлаженная система дает сбой — ищите человеческий фактор. Министерство образования регулярно запрашивает сведения о наличии нужного количества учебников, при необходимости перераспределяя их по назначению.
В самом скором времени ученики будут получать в библиотеке не только книги, но и диски: специалисты работают над тем, чтобы каждый учебник имел электронный вариант. Вариант — не копия. В перечень методического сопровождения каждого учебника будут входить и электронные средства обучения — дополнительные задания, комментарии, информация к учебному материалу. Пока абсолютное большинство этих программ проходит экспериментальную “обкатку”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter