В тени высоких достижений

Об эффективности использования спортивных объектов

Дело было пару лет назад. Переезжая в другой микрорайон, решила разузнать: есть ли в окрестностях спортзал, где можно на досуге заняться чем–нибудь полезным для здоровья. Нашелся практически возле дома. Но только, сказали мне тогда, зал этот не для местных жителей — для спортсменов.


Что ж, коль для профессионалов — претензий нет. Скорее всего, каждая минута этого зала отдана тренировкам. Спорт требует больших усилий. Вкладываются деньги, создается база, ставятся задачи. В таких спортивных объектах все подчинено результату. С трудом представляю, где можно установить тренажеры для платных услуг, например, в Гомельской СДЮШОР № 4 по гимнастике и акробатике. Она и без того работает чуть ли не в круглосуточном режиме. И все же...


Маховик интенсивных нагрузок в спортивных школах обычно закручивается в учебный сезон. И есть у этого процесса четко очерченные рамки. Как правило, спокойнее утром, когда идут уроки, и глубоким вечером, когда детвора расходится по домам. И уж на грани фантастики, когда спортзалы в столь активном режиме функционируют летом — в месяцы каникул и отпусков. В это время здесь чаще всего воцаряется тишина. Сезон отдыха у воспитанников и преподавателей, период ремонтов...


А вот если в целом посмотреть со стороны и задаться вопросом: насколько эффективно подобное использование спортивных объектов? Почему вакуум возможен? Все помещения с сентября по май заняты тренировками на протяжении всего рабочего дня? Все дети уезжают на лето из городов и поселков? Все взрослые после работы и в отпусках предпочитают телевизор и пиво? Все тренеры — инструкторы, студенты–физкультурники — категорически против того, чтобы летом подработать на услугах?


Не сказала бы... Достаточно выглянуть в окно. Вон мальчишки крутятся у свежевырытой траншеи. Отпускники, кому не повезло уехать из города, сидят на лавочке. Тут же — мамы с малышами... Недавно прочитала в местной газете дискуссию главы районной администрации Гомеля с горожанином во время «горячей линии». Тот, позвонив чиновнику, сильно возмущался: в микрорайоне есть отличная спортплощадка вуза, но жителей туда не пускают даже летом. Руководитель честно объяснил: столько денег в нее вложено, что страшно открыть двери нараспашку — разнесут. Но вариант нашел. Предложил товарищу сколотить команду и пообещал договориться с руководством вуза, чтобы пускали...


Вроде и не спорта это дело — заниматься любителями здорового образа жизни. У него другая миссия — ковать настоящее и будущее высоких достижений. Однако дело функционеров, хозяйственников, менеджеров физической культуры, если хотите, организовывать процесс так, чтобы эти объекты, возведенные за государственные средства, работали с максимальной пользой и зарабатывали, решая сразу несколько задач: и большого спорта, и здоровья людей, и занятости детворы.


Если и получается, то не везде. Сужу по результатам недавнего мониторинга Комитета госконтроля Гомельской области, в фокус внимания которого попали крупные спортивные объекты Гомеля, Жлобина, Мозыря. Начальник управления КГК Юрий Затора приводит говорящие примеры. Одновременно контролеры заходят в ледовый дворец — СДЮШОР № 5 и в областной центр олимпийского резерва по игровым видам спорта Гомеля. Летнее затишье и там и там. Но! В первом тренажерный зал забит под завязку жителями микрорайона, во втором — «железо» простаивает, нет людей, в штате нет инструктора. Зато в центре игровых видов хорошо организован настольный теннис для горожан, а во дворце — увы, хотя столы есть. К тому же в ледовом пустуют залы общефизической подготовки, хореографии... В целом окупаемость проверенных объектов оказалась в пределах 10 — 70 процентов. Прямо скажем, негусто...


Справедливости ради, в последние годы ситуация все же меняется. Появляются услуги, залы становятся доступнее. Порой благодаря частникам, которые активно арендуют помещения спортшкол под занятия фитнесом и тренировки на тренажерах... Но пока это больше достижения отдельно взятых управленцев, которые ищут и находят. Но сколько случаев, когда совсем наоборот. Даже если есть на чем заработать — предпочитают не шевелиться. Ни рекламы, ни усилий привлечь людей, ни развить что–то новое... По–моему, так быть не должно. А по–вашему?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter