В деревеньке Лысковщина Круглянского района создается дом-музей великого русского художника Николая Неврева

В тени липовой аллеи

О доме-музее великого художника
Журналист независимо от стажа и возраста чует за спиной крылья, если словил в свои сети достойную новость. Несет он в клюве этот бесценный дар и сердце его поет. И я было воспарил. Но поостыл. Хотя с выводами не стану торопиться...

Мне сообщили, что в небольшой деревеньке Лысковщина Круглянского района создается дом-музей великого русского художника Николая Васильевича Неврева. Мастер знаменит в мире прежде всего как портретист. Ближе к середине XIX века, утверждают специалисты, он был непревзойденным в бытовой живописи. Позднее немалых вершин художник достиг в историческом жанре.

 Но, спросите, каким боком Могилевщина коснулась этой известной личности? Помню, что называется, с младых ногтей, как экскурсовод захлебывался в восторге, рассказывая посетителям Третьяковской галереи, какой знаменитостью был художник Неврев. Прекрасно помню из истории, как мастеру предложили возглавить "Третьяковку". Отказался, осев где-то в провинции. Оказалось, это "где-то" - в Беларуси, на Могилевщине. Стыдно, что не знал. Молва и в наши дни несет множество версий, почему именно здесь, вдалеке от шумной, но родной художнику Москвы, он вновь ощутил прилив творческих сил, создав известные миру "Семейные расчеты", "Смотрины", "Мочалов среди своих почитателей". Почему именно здесь художнику хорошо писалось, я, наверное, знаю: тут великолепные пейзажи. А люди? Отзывчивее и душевнее вряд ли где сыщешь. Мне показали домик, где жил и творил художник. Тут же, в тени липовой аллеи, покоится прах Неврева. Не схоронили на общем кладбище, потому как художник ушел из жизни по собственной воле...

Вероятно, эта небольшая деревенька совсем бы зачахла: повсюду заметны признаки увядания. Здесь разбирают и увозят остатки бесхозного жилья. Но на его же месте видны ростки нового: силами ПМК-266 возводится современное строение, предназначенное для отдыха. Тут же готовится закладка большого яблоневого сада. Сотнями зимуют здесь пчелиные семейки. Добрая примета времени: агроэкотуризмом занялись и здесь.

Неплохое настроение нам с приятелем испортил местный брюзга, историк-самоучка. Он утверждает, что соседство памятника культуры несовместимо "с коньячком под шашлычок": "Представьте, как тут народ будет жарить, парить всякие яства, зазвучит пошлая музыка. А чуть поодаль - надпись на щите о том, что здесь жил и творил великий русский художник."

Признаюсь, несколько кольнуло: неужели только так, "под шашлычок", можно привлечь к прекрасному человека? В местном музее уже сегодня стараются познакомить посетителей с творчеством мастера: развешанные копии картин поражают богатством красок. Вероятно, не менее интересно будет и в доме-музее художника. Липовая аллея, в тени которой - могила Неврева, теперь уже ухоженная. И это главное. Может быть, кто-либо из подгулявшей компании поинтересуется, чей прах покоится под могильной плитой. А если хоть пара глаз замрет, глядя на картину мастера, уже спасибо тому, кто "обрамил" историю элегантной современностью.

Люди моего поколения наверняка помнят, как сложно было достать билет в Москве, скажем, на премьеру в Театре сатиры. Почти невозможно. А если уж удавалось - тебе непременно навязывали некую нагрузку: какое-нибудь малоинтересное зрелище. Если из жадности посещал таковое, то запоминалось главное, что называлось театральной премьерой. А вот "нагрузка" быстро стиралась из памяти. Того она и заслуживает. Хотя нет, вру. Ведь благодаря и ей, "нагрузке", я прикоснулся к искусству.

В стране наверняка немало интересных мест, где, вполне вероятно, любой из нас откроет для себя тайну. А вот привлечь сюда народ - тоже искусство. Честь и хвала тому, кто вкладывает средства в такое предприятие. Хотя абсолютно ясно: первых всходов завтра ждать не приходится. Наверное, если не все, то многие методы хороши, коль помогут достучаться искусству до людских сердец.

Если же вернуться к строящемуся дому-музею в Лысковщине, то это место даже в лихие времена хранил сам господь. И люди. Когда усадьба начала приходить в запустение, бревенчатое строение отдали под школу. После того как школа переселилась в современное здание, усадьбе все равно не давали пустовать. Чтобы хоть как-то здесь теплился лучик света, землю отдали фермеру-пчеловоду. Позже и он куда-то исчез. А усадьба жива. Вероятно, скоро примет своего желанного посетителя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter