О "мертвых душах" на рабочих местах

В табель — двойка

Вспомним Гоголя. Чичиков скупает «мертвые души», чтобы выдавать их за живых. Так он формально становится владельцем множества крепостных, чтобы заложить их и получить хороший кредит. В современной жизни не перевелись еще последователи гоголевского персонажа, и цель у них такая же меркантильная — деньги. А «мертвыми душами» становятся вполне себе живые люди. Вот только в заведениях, где они числятся и исправно получают зарплату, за работой их никто обычно не видит. Ненадлежащий учет рабочего времени и незаконная выплата заработной платы — еще, увы, распространенные у нас правонарушения, создающие условия для коррупции.


В управлении Следственного комитета по Брестской области привели несколько примеров. В конце минувшего года осуждена теперь уже бывший директор Зеленевичского учебно–педагогического комплекса детский сад — базовая школа. В январе 2013 года педагог фиктивно трудоустроила своего сына сторожем в возглавляемое ею учреждение. Собственноручно написала заявление о приеме на работу, подписала контракт. В должности молодой человек числился почти 4 года. Получил более 8 тысяч рублей. Вместе с руководителем осужден и заведующий хозяйством сада–школы, с молчаливого согласия которого появлялись заветные отметки об отработке рабочего времени.

Подобный факт родительской заботы в минувшем году установлен и в специализированной детско–юношеской школе олимпийского резерва № 7 в Бресте. Директор трудоустроил дочь механиком по техническим видам спорта. Однако большую часть времени, в которое она якобы помогала будущим олимпийцам готовиться к большим стартам и победам, девушка находилась в Польше. Теперь ее отец — бывший директор — в статусе обвиняемого по статье УК «Служебный подлог».

Давно опробован и не ушел в небытие еще один способ получать собственный интерес при формальном присутствии на рабочем месте. Прижился он в приграничных регионах. Не на месяцы, как девушка из спортивной школы, но на день–два отлучиться по личным делам в Польшу или Украину в будние дни позволяли себе в минувшем году работники предприятий различных отраслей Брестчины. Нестыковки заграничных поездок с табелями учета рабочего времени были выявлены, к примеру, в Ивановском районном Центре культуры и народных традиций. За три года заместитель директора провел за границей более 20 рабочих дней. Выезжал не по служебной необходимости. В паспорт — штамп о пересечении границы, в табель — «восьмерка». Пришлось вернуть в кассу незаконно полученные деньги — сущую мелочь. Стоил того удар по репутации?

Правда, столь дерзких случаев, как в 2014 году, в 2017–м в Брестской области с выездами за границу не было. Напомню, тогда отличилось предприятие «Брестское котельное хозяйство», когда в частной поездке в Польшу компанию из 11 работников в составе главного энергетика, мастеров и начальников отделов возглавил сам директор.

Некоторые нарушители объясняли: мол, отработали в выходной и получили отгул. Все это имеет право быть, но не на словах, а должно быть зафиксировано на бумаге. Чего, казалось бы, проще?

И зачем рисковать, объясните мне, оформляя «мертвую душу» в штат? Бездельника трудно заставить работать даже подобным самопожертвованием. А желающему трудоустроиться человеку — сегодня Декрет № 1 в помощь. Не в наемные работники, так в ремесленники. Сколько еще незанятых ниш... В регионах обязаны создать все условия, чтобы человек не обивал пороги десятков организаций, озадаченный вопросом о трудоустройстве.

И тут, пожалуй, приведу одну цифру, которую на недавнем заседании Брестского облисполкома озвучил председатель Совета Республики Национального собрания Михаил Мясникович: в минувшем году на Брестчине количество занятых снизилось на 7,1 тысячи человек. Куда уходят эти люди? «Минусуют» Барановичи, Березовский, Пинский, Столинский, Лунинецкий районы. Есть над чем задуматься их руководителям.

valentinak3@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter