В стране детства не должно быть слез

Наш корреспондент взял интервью у начальника отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Валерия Иванова

Проявление особой заботы государства о детях диктуется не только стремлением следовать гуманным принципам защиты прав ребенка, но и необходимостью противостоять явлениям, негативно влияющим на  социальную защищенность детей. Именно об этом и идет речь в интервью, которое наш корреспондент взял у начальника отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Валерия ИВАНОВА.

— Первостепенное значение в этом процессе, — заметил Валерий Григорьевич, — отдается задачам повышения ответственности родителей за воспитание детей и обеспечения их права на достойный уровень жизни и воспитания. Принимаемые же в этой сфере решения свидетельствуют о принципиальном и последовательном государственном подходе.  

В действующее законодательство внесены существенные изменения и дополнения, регламентирующие порядок и процедуру признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите, полного возмещения лицами, лишенными родительских прав, расходов, затраченных на содержание детей на государственном обеспечении. За уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов предусмотрена уголовная ответственность по ст. 174 УК Республики Беларусь. 

— Тем не менее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет почти 33 тысячи. Это небольшой город обездоленных сирот. В чем причины его появления? 

— Более 95 процентов этих детей получили сиротский статус в связи с лишением их родителей родительских прав, а их воспитание и содержание взяло на себя государство. Практика прокурорского надзора свидетельствует, что основной причиной социального сиротства детей является семейное неблагополучие, когда родители не обеспечивают надлежащего воспитания детей,   негативно  на них влияют, жестоко с ними обращаются. 

На профилактическом учете в органах внутренних дел состоит свыше 5,5 тысячи родителей, способствующих своим антиобщественным поведением преступлениям и правонарушениям детей. Около 35 тысяч детей признаны находящимися в социально опасном положении по причине несоответствующих условий жизни и воспитания. В связи с крайним неблагополучием 2897 детей признаны нуждающимися в государственной защите решениями местных исполнительных и распорядительных органов и комиссий по делам несовершеннолетних. 

— Не секрет, что семейное неблагополучие не только создает реальную угрозу для жизни и здоровья детей, но и является главной причиной негативных проявлений в подростковой среде. И, как следствие, способствует безнадзорности, преступности и правонарушениям несовершеннолетних. 

— Именно поэтому в 2006 году приняты беспрецедентные меры по государственной защите детей в неблагополучных семьях.        24 ноября прошлого года глава государства подписал Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»,  основными задачами которого являются защита прав и законных интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении, усиление ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей, а также обеспечение возмещения расходов, затраченных на государственное содержание детей. Дополнительно приняты многочисленные нормативные правовые акты, детально регламентирующие порядок и процедуру механизма реализации декрета, внесены изменения и дополнения в действующее законодательство. Решениями облисполкомов и Мингорисполкома утверждены комплексы мер по реализации декрета. 

Несмотря на принятые организационно-практические меры по реализации требований законодательства в этой сфере, прокурорскими проверками в последнее время выявлены многочисленные нарушения и недостатки в деятельности государственных органов по исполнению декрета и нормативных правовых актов, принятых в целях его реализации. Результаты обобщения  материалов проверок свидетельствуют, что взаимодействие органов и учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике семейного неблагополучия, выявлению и устройству детей, оказавшихся в социально опасном положении, налажено не везде. 

— Критические замечания вызывает организация профилактической работы, направленной на устранение в семьях несовершеннолетних причин и условий, в результате которых дети находятся в социально опасном положении, в учреждениях образования. 

— Руководителями учреждений образования не проводится глубокого анализа состояния воспитательно-профилактической работы в части выявления и учета семей, находящихся в социально опасном положении, эффективности и своевременности предупредительных мероприятий, направленных на оздоровление семейно-бытового окружения учащихся. Деятельность советов профилактики нередко носит формальный характер, что не способствует реализации мер общественного воздействия на родителей, не обеспечивающих необходимый уровень воспитания детей. 

— В редакцию нашей газеты то и дело поступают жалобы, в которых идет речь о том, что выросшие дети этой категории ущемляются при получении жилья. «Р» не раз об этом писала. 

— В ходе проверки выявлены отдельные нарушения требований  декрета и Положения о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, утвержденного постановлением Совета Министров от 26 декабря 2006 года № 1728. 

В Дятловском районе допускались случаи необоснованного принятия поселковыми и сельскими исполнительными комитетами решений о закреплении жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также о постановке граждан из числа детей данной категории на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 

В Борисовском районе за несовершеннолетними, отобранными у родителей в порядке, предусмотренном декретом, жилые помещения вообще не закреплялись. Аналогичные нарушения допускались в Минском, Костюковичском, Гомельском и других районах.    

Со стороны органов опеки и попечительства, руководителей учреждений образования, в которых обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не всегда своевременно и целенаправленно принимаются меры для защиты жилищных прав несовершеннолетних данной категории. 

— Какие выводы сделаны после того, как    возглавляемый вами отдел обобщил материалы  масштабной проверки? 

— Эффективная деятельность государственных органов и учреждений по исполнению законодательства, направленного на возмещение расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, и усиление ответственности родителей за воспитание детей, пока не налажена. В этой деятельности имеются многочисленные недостатки и упущения. 

Между заинтересованными органами и организациями не достигнуты должная координация и взаимодействие.   Требуется принятие мер по повышению уровня ведомственного контроля, методического и информационного обеспечения. Влияние прокурорского надзора на положение дел в этой сфере, кстати,  пока еще недостаточно. 

— Что нужно сделать, чтобы переломить дающие о себе знать негативные тенденции, ситуацию в целом? 

— По результатам рассмотрения данного вопроса на коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь решено подготовить соответствующую информацию в Совет Министров. Направлены представления об устранении нарушений законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере, министрам внутренних дел, труда и социальной защиты, образования. Приняты и другие меры. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter