В стороне от асфальтовых дорог

В дни обильных снегопадов единственной связующей нитью с "большой землей" для многих деревушек и хуторов оставались автолавки, завозившие в глубинку свежий хлеб.
В дни обильных снегопадов единственной связующей нитью с "большой землей" для многих деревушек и хуторов оставались автолавки, завозившие в глубинку свежий хлеб. Кооператоры не имеют права жаловаться на плохую погоду. Ведь их главная задача - доставить крестьянам все необходимое. Насколько успешно она решается? С таким вопросом я обратилась к председателю правления Белкоопсоюза Владимиру КУЛЕШОВУ.

- Если в 2002 году товарооборот в сопоставимых ценах увеличился всего на 1,2 процента, то в прошлом - уже на 4. Это, считаю, главное достижение потребительской кооперации, которая в предыдущие годы начала уступать рынок коммерсантам, государственной и фирменной торговле. Как видите, нам удалось вернуть людей в свои магазины, хотя это было непросто. Сельский покупатель - особенный, отличается расчетливостью и обдуманностью покупок. Для него главным является соотношение цены и качества товара. Поэтому в прошлом году мы пристально изучали запросы сельчан и завозили необходимый им товар.

Но на 80 процентов, по моему мнению, успех обеспечила программа "Холод". Из-за отсутствия холодильников многие магазины прежде не могли торговать цельномолочной продукцией, колбасой, рыбой, мясом. После того как в прошлом году Белкоопсоюз закупил более 5 тысяч единиц оборудования, продажа продовольствия увеличилась. К примеру, выросла реализация колбасных изделий, хотя собственное производство их уменьшилось. Мы осознанно пошли на это. Крупные мясокомбинаты полнее используют сырье, вот пусть и загружают мощности. А вместо колбасы мы увеличили выпуск кондитерских изделий, консервов, минеральной воды, хлеба. После того как переоснастили, к примеру, завод в Узде, тамошний хлеб, по отзывам местных жителей, не уступает минскому.

- Следовательно, выигрываете в конкурентной борьбе?

- В глубинке конкурентов у нас нет. Почему? В Беларуси 16,8 тысячи деревушек и хуторов с населением менее 100 человек. Как правило, они расположены за 50 и более километров от райцентра. В них проживает более полумиллиона человек. Обслуживая этих людей, мы выполняем социальную функцию. Туда регулярно приезжают 399 автомагазинов, там работают три сотни лавок на дому. Не более чем в двух километрах от каждой из деревушек расположен магазин. Согласитесь, никакой частник туда не поедет торговать. Это заведомо невыгодная деятельность, которая Белкоопсоюзу ежегодно приносит 5 - 6 миллиардов рублей убытков. Причем, в отличие от прошлых лет, уже 2 - 3 года мы не имеем практически никаких дотаций от государства. Правда, сейчас в правительстве решается вопрос по удешевлению для нас горючего, но весь прошлый год мы покупали его по коммерческим ценам.

Серьезные издержки мы несем и при обслуживании чернобыльской зоны. В свое время там были построены просторные магазины, столовые, кафе. С тех пор в некоторых районах население уменьшилось в 2 - 3 раза. Но мы не закрыли ни одного магазина, кроме тех населенных пунктов, где жители полностью выселены. Наши затраты остались прежними, а вот товарооборот упал - соответственно, доходы тоже.

Предприниматели, торгующие преимущественно в райцентрах, крупных селах, находятся в более выгодных условиях. Из-за того, что им не нужно платить налог с продаж, товар получается дешевле нашего на 5 - 15 процентов. Чтобы привлечь покупателя, мы, как правило, вынуждены снижать торговые надбавки, а это уменьшает доходы. Кроме того, частники торгуют теми товарами, к которым кооператоры даже подступиться не могут. Я имею в виду турецкий и китайский ширпотреб, пользующийся спросом у сельчан. Приведу пример: мы и предприниматели берем этот товар на московском оптовом рынке по одной цене. По законодательству предприниматель завозит его в республику, делает на него свою надбавку и продает. Уплачивая единый налог, он освобожден от перечисления в бюджет таможенных сборов, НДС и налога с продаж в отличие от нас. В итоге наш товар получается дороже на 60 процентов. Завозить его становится бессмысленно.

Чтобы остаться на рынке, приходится осваивать что-то новое. Прошлым летом, например, мы стали активно торговать в кредит. Можно взять в магазине практически любой товар - от холодильника до колбасы. Если на месяц - то без процентов. В этом году намерены активнее внедряться в райцентры, поселки городского типа, где есть платежеспособность. Займемся обслуживанием дачных кооперативов - это весьма перспективное направление. Будем открывать магазины, организовывать выездную торговлю, развивать собственное оптовое звено, иначе не выдержать конкуренцию, о которой вы говорите.

- Владимир Викторович, кому крестьяне более заинтересованы сдавать продукцию с личных подворий - вам или частникам?

- Мы стремимся, чтобы крестьяне производили как можно больше продукции, а ее излишки продавали потребкооперации. В каждом районе создали центр поддержки сельхозпроизводителей. По предварительной заявке там приобретают семена, удобрения, молодняк, инвентарь. Все это можно купить и на ярмарках, которые в прошлом году прошли во всех райцентрах и больших поселках. Конечно, из-за неурожая год оказался не совсем удачным по заготовкам яблок, дикорастущих плодов и ягод. Зато втрое больше заготовили картофеля, много закупили грибов. А вообще, работе с населением уделяем самое серьезное внимание. Хотим, к примеру, расширить спектр услуг вплоть до помощи в обработке огородов и выпасе скота. Естественно, частный заготовитель на это не пойдет. Поэтому люди и несут свой товар прежде всего нам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter