В столицу приглашаются инвесторы

Инвестиции для нашей страны — словно приток донорской крови. Обойтись без них архисложно...

Инвестиции для нашей страны — словно приток донорской крови. Обойтись без них архисложно. А Минск в этом отношении, наверное, наиболее наглядная модель того, как должно быть, иллюстрация результатов работы, которая ведется в нашем государстве. Оно и понятно: для инвесторов это самый привлекательный по своим возможностям регион, центр белорусского бизнеса, промышленности, культуры. Однако Президент неоднократно критиковал местные власти за недостатки в работе с инвесторами. В чем причина? В слабой активности зарубежных инвесторов, в их финансовой несостоятельности и ненадежности? А может быть, в несовершенстве нашего законодательства и бюрократизме? Эту тему на «круглом столе» «СБ» мы пригласили обсудить председателя Мингорисполкома Николая ЛАДУТЬКО, его заместителя по экономике Жанну БИРИЧ, председателя комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Александра ПЕТРОВА, доверенное лицо кипрской компании с ограниченной ответственностью «Галлериа Блр Лимитед», председателя правления СООО «Галерея Концепт», строящего в Минске торгово–развлекательный центр, Питера Джонсена ЭРЛИНГА и сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства, председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимира КАРЯГИНА.


Н.Ладутько: Мы изучили проблемы и сделали выводы. Недостатки, безусловно, есть. Да, были случаи, когда некоторые «инвесторы» пытались втихую торговать предоставленными им земельными участками. Обнаружив это, мы предложили изменить некоторые нормы законодательства. Прежде всего те, которые касаются предварительной проверки финансовой состоятельности инвесторов. Дело в том, что госорганам не предоставлено это право. Мы неоднократно обращались в Минэкономики и в Правительство с предложением включить данную норму в Декрет № 10, но пока безрезультатно. Рассматриваем вопрос со всех сторон: свободен ли запрашиваемый участок, не обременен ли он обязательствами третьих лиц, каковы там инженерные сети, какие допустимые нагрузки и так далее. В силу большого объема предварительной работы мы не всегда успевали отвечать в установленный срок. Сейчас же проводим всю работу по участкам заблаговременно. И если раньше инвестиционная комиссия горисполкома работала раз в 2 недели, то потом пришлось собираться и рассматривать вопросы раз в неделю. А теперь...


Ж.Бирич: ...2 раза в неделю.


Н.Ладутько: Конечно, можно принять посетителя в кабинете, выслушать его, обсудить какие–то вопросы. Но решения принимаются только на коллегиальной основе. Открытость и публичность — это тоже важный элемент нашей работы.


«СБ»: Но ведь не все проблемы при взаимодействии с инвесторами город может решить сам...


Н.Ладутько: Да, такие случаи встречаются в нашей практике. Например, иногда инвестор несет затраты по компенсации рыночной стоимости здания и по последующему его сносу, что, безусловно, снижает экономическую привлекательность проектов.


«СБ»: Но в целом наше законодательство в этом плане прогрессивное?


Н.Ладутько: Безусловно, в Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, наше законодательство в этом отношении заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ. Иностранным инвесторам гарантируется право собственности и иные вещные, а также имущественные права, приобретенные законным способом, а также равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов. Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков. При реализации отдельных проектов, имеющих большое значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен договор, в котором устанавливаются дополнительные, оговоренные на определенный период действия, правовые гарантии и льготы.


«СБ»: Минск по инвестициям намного опережает регионы?


Н.Ладутько: Намного. Если на Минск за этот год прямых инвестиций пришлось 53 процента, то на долю идущей второй Гродненской области всего 8,6 процента.


В.Карягин: Надо сказать, что сегодня многие бизнесмены, которые долгое время работали в Минске, получили возможность начать свои бизнес–проекты и в сельской местности. И для укрепления этой тенденции важно развивать там инженерно–транспортную инфраструктуру.


Н.Ладутько: Сегодня в Минске заключено более 130 инвестиционных договоров по самым разным направлениям деятельности. Только в торговле в различной стадии готовности находятся 52 объекта. Эти проекты будут реализованы в течение 3 — 4 лет. И здесь, как я думаю, назрел вопрос о принятии закона о торговых сетях. В странах Восточной Европы из–за преобладания крупных торговых комплексов рухнул рынок. Поэтому количество крупных, средних и мелких торговых предприятий должно регулироваться.


Ж.Бирич: Мы уже начали попытки регулирования через аукционы.


Н.Ладутько: По обеспеченности города торговыми площадями, сферой услуг мы выходим на параметры, соотносимые с западноевропейскими. Но при этом особое внимание все же уделяем развитию бизнеса, который не только продает товары и услуги, но и производит их.  В Германии сегодня 70 процентов ВВП дают услуги. Кстати, это не только постричься, починить обувь, перекусить в кафе. На первом плане транспорт, логистика, финансы, информационные услуги, сервис. Есть хороший ориентир: китайско–белорусский индустриальный парк. Действительно прорывной проект стратегического значения. Он привлечет партнеров из разных уголков планеты. Здесь прямая выгода и для наших граждан. Будут создаваться высокопроизводительные, высокооплачиваемые рабочие места. Это совершенно иной уровень — путь к более высокому укладу экономики государства.


«СБ»: Хотелось бы узнать от вас, господин Эрлинг, насколько привлекательные условия для инвестиций предлагает Беларусь?


П.Эрлинг: Впервые я услышал о Беларуси от своих друзей. Провели исследование. Узнали, что страна, ставшая участником Таможенного союза наряду с Россией и Казахстаном, расположена всего в 6 часах езды от Москвы. Кроме того, у вас большие возможности сельскохозяйственного производства. И мы считаем, что сюда пойдет большой поток инвестиций. Поэтому и решили вложить сюда средства. Конечно, это было непросто. Мы опасались всего того, что непосредственно касалось строительства: норм, регламентов, стандартов, ограничений. Ну и связанной с этим бюрократией. Ее у вас намного больше, чем в Евросоюзе. Но когда мы стали обсуждать нюансы договора с мэром Минска, он нам обещал полную поддержку в преодолении этих сложных моментов.


«СБ»: И это убедило вас?


П.Эрлинг: Да. Окончательно. Договор мы подписали. Поверили, что благодаря такой сильной поддержке сможем реализовать свой большой проект в короткий срок. И сделать его выгодным. Я, конечно, не профессионал, чтобы знать, как обойти всю вашу бюрократию. Но могу сказать, в чем большая разница в строительном секторе Европы и Беларуси. Здесь очень много ведомств, которые, скажем так, своей подписью и головой должны отвечать за принятие того или иного решения. Но почему они должны нести ответственность за третьи лица? В Европе это обязанность инвестора, строителей и других лиц, которые непосредственно реализуют проект. Например, развитие тех или иных методик и технологий идет вперед очень быстро. И для всех этих ведомств сложно идти в ногу со временем и следить за всеми достижениями в строительной отрасли. Многое из того, что для Беларуси является каким–то технологическим новшеством, мы использовали в Европе десятки лет назад. И обязывать госорганы брать на себя ответственность за реализацию этих, условно говоря, новых технологий более чем проблематично. Поэтому они очень осторожны в принятии решений.


«СБ»: Сколько драгоценного времени, исходя из вашего опыта, занимают согласования, проектирование, в общем, подготовительные моменты, предшествующие приходу рабочих непосредственно на стройплощадку, в Евросоюзе? Сколько у нас?


П.Эрлинг: В каждой стране Евросоюза по–разному. Но с учетом того, что у нас здесь есть значительная поддержка городских властей и лично мэра, считаю, что ваша страна будет в первой тройке европейских стран по быстроте реализации проекта.


А.Петров: Да, наша нормативная база несколько отстает от европейских нормативов. И в первую очередь, как заметил господин Эрлинг, она построена на мелочной опеке и желании перестраховаться. Причем на всех уровнях принятия решений. И это действительно создает для инвестора серьезные проблемы. В Европе, наоборот, все нормативы носят, как правило, рекомендательный характер. Мы работаем над этим. Сейчас принято несколько еврокодов, имеющих юридическую силу на территории Беларуси.


«СБ»: Вопросы, о которых говорил господин Эрлинг, довольно часто поднимаются бизнес–сообществом. Насколько они находят понимание и практическое воплощение?


В.Карягин: Плохо, что у нас до сих пор еще нет закона о частно–государственном партнерстве. Правда, мы уже реализуем некоторые проекты вместе. Хотя пока у нас мало собственных средств, чтобы можно было активнее участвовать в инвестиционных проектах. Результаты–то есть. В декабре прошлого года проходило совместное заседание исполкома и совета по развитию предпринимательства. Наш мэр пригласил в том числе и ведущих бизнесменов. И буквально все наши предложения были услышаны. В частности, мы достаточно критически оценили ситуацию с производственными площадями в Минске. Они — гигантские, но заняты совершенно нерационально. Сколько денег из–за этого теряет бюджет! В то время как у бизнеса в большинстве случаев нет возможности открыть свое производство. Службы горисполкома провели обследование всех производственных площадей в городе. Полученная информация стала открытой для всех, хотя была далеко не в пользу госсобственности. И она послужила толчком к принятию многих важных решений.


Н.Ладутько: Да, нужно многое перестраивать и на предприятиях. Из–за избытка площадей затраты на энергию, отопление, освещение многократно превышают необходимые. В итоге эффективность работы даже на модернизированном оборудовании совсем невелика. Недавно побывал на заводе сантехдеталей в Московском районе. На тамошних производственных площадях можно разместить оборудование и выпускать в 5 раз больше продукции. А земля под ними на вес золота. У нас уже есть планы по этому предприятию. И по другим есть. Мы должны повысить материальную отдачу от каждого квадратного метра минской земли. Вопрос: как сегодня стимулировать владельца свободных площадей к более эффективному их использованию? Здесь нужны экономические инструменты. Например, можно инициировать изменение налогового законодательства, чтобы, скажем, для разных территорий он был разный.


Ж.Бирич: Мы пытались... Предложения по недвижимости были направлены в Совмин и МНС. Часть их, к слову, была учтена — в отношении повышения ставки земналога, увеличенной в два раза, на участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства. Для стимулирования организаций и физлиц к более эффективному использованию земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости повторно были направлены предложения в адрес Минфина. С 1 января 2013 года в Налоговый кодекс вносятся изменения, предусматривающие право местных Советов увеличивать, но не более чем в 5 раз, ставки налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, неиспользуемым или неэффективно используемым. Это должно понудить собственников имущества, включая объекты незавершенного строительства со сверхнормативным сроком более 1 года, использовать его более эффективно.


Н.Ладутько: Но согласно законодательству, если мы меняем ставку одного налога, то она автоматически меняется и для всех других субъектов хозяйствования отрасли. Мы не можем сделать, например, для завода имени Кирова один налог, а для завода «Луч» — другой. А ведь раньше такой порядок существовал. Я думаю, что стоит к этому вернуться сегодня. К слову, в Минске есть предприятия,  которые до 30 — 35 процентов своих площадей сдают в аренду. И часто эти площади используются не под производство. Так почему сегодня ставка земельного налога для всех подразделений одинаковая?


В.Карягин: Да, но у нас есть госпредприятия, которые живут за счет аренды. Есть даже такие, которые сами вообще ничего не производят. И получается, что тот производственник, который арендует у них площади, должен прокормить не только свой коллектив, но и коллектив арендатора.


Н.Ладутько: Многие упираются в то, что земельного ресурса в пределах Минской кольцевой автодороги практически нет.


«СБ»: А вынос крупных производств за пределы Минска?


Н.Ладутько: Чтобы построить новую базу за городом, нужны очень большие средства. Сами предприятия не в состоянии изыскать их.


В.Карягин: У нас сейчас действительно возобладал дух реализма. Мол, вынесем все на окраины, за кольцевую, а здесь, в городе, будем отдыхать и развлекаться. Вредные производства переносить нужно бесспорно.


Н.Ладутько: Кстати, завод имени Кирова по инициативе Мингорисполкома уже освободил половину своей территории. И хотя они затратили на перенос части производства немалые суммы, это все оправдается за счет того, что примерно такие же суммы налога они платили в год за землю. Есть у нас еще и значительные территории, примыкающие к железной дороге. Вот там и стоит размещать различного рода коммунальные, складские помещения и некоторые виды экологически чистых производств.


Ж.Бирич: Сейчас нам необходимо проводить более активную работу по поиску инвесторов для крупных объектов, которые могли бы провести работу по выносу производств за черту города. Поэтому мы и начали работу с зарубежными компаниями по позиционированию Минска на международных рынках как привлекательного, безопасного, перспективного и выгодного места для иностранных капиталовложений, предпочтение которому уже отдают многие инвесторы из России, Швейцарии, Австрии, Германии, Нидерландов. Подготовлены рекламные материалы. Они направлены во все загранучреждения, международные аэропорты, размещены в гостиницах. Добавлю, что в этом году презентуя инвестиционные возможности города, мы уже приняли участие более чем в 10 форумах. Готовимся и к участию в V Белорусском инвестиционном форуме, где запланировано проведение дня Минска. Обновился у нас также инвестиционный атлас. Инвестор может увидеть, что конкретно у нас изменилось, что стало более привлекательным для него. Там показана и претензионная работа. Ведь наряду с отличными проектами есть и не очень хорошие. Сегодня мы имеем 16 исков, а по 21 проекту направили претензии.


В.Карягин: Недавно делегация минского союза предпринимателей и работодателей провела форумы в Стокгольме, Хельсинки, Милане, Неаполе. В августе, как мне сообщили, на Тайване собираются более 100 бизнесменов и организаций бизнеса именно по ситуации в экономике Беларуси. Интерес сейчас проявляется очень большой. Главное — профессионально донести эту информацию не в виде пожеланий видеть у нас больше инвесторов, а в форме предложения к рассмотрению наших проектов и условий их реализации. В начале декабря на очередной финансово–банковской международной конференции тоже будем обсуждать все эти вопросы.


«СБ»: Один из крупных инвесторов — компания господина Эрлинга. В чем замысел этого проекта — торгово–развлекательного центра в Минске?


П.Эрлинг: Я счастлив, что мне удалось его сделать многофункциональным: торговый комплекс, гостиница, паркинг... Для меня вдвойне престижно, что мы возведем его в центре Минска, ведь для имиджа очень важно месторасположение. Подобные комплексы, к слову, есть и в Латвии — в Риге, и в Норвегии.


Н.Ладутько: Это другая совершенно архитектура. Большие витринные стекла, оригинально отделанный фасад, зеркала. Конечно, реализовывать такие проекты на окраине города смысла нет. Он достаточно дорогой и будет окупаться около 15 — 16 лет.


Ж.Бирич: А чем больше срок окупаемости, тем выше риски. Тем не менее инвесторы нам поверили.


П.Эрлинг: Мой торговый центр будет строиться не для того, чтобы человек приехал, что–то купил и уехал. Это в большей степени место встреч людей, которые могли бы комфортно провести время между покупками. Комфортно посидели, перекусили, поговорили, развлеклись. Поиграли, к примеру, в боулинг. И детей на это время будет куда определить. Но самое для меня главное, что мы пытаемся донести до людей: комплекс будет рассчитан на самых обычных покупателей среднего достатка. Цены в нем будут практически такие же, как и во всех обычных магазинах.


Н.Ладутько: Питер заключает договоры с компаниями, которые являются производителями классической обуви, одежды. В его торговом центре будут представлены как общеизвестные европейские брэнды, так и белорусские товары.


П.Эрлинг: Этот комплекс будет рассчитан и на туристов из–за рубежа. По нашим расчетам, на них будет приходиться примерно треть оборота, а значит, 30 — 35 процентов выручки станет фактически экспортом.


«СБ»: Чем активнее идет развитие города, тем больше мы слышим упреков, что столица теряет свое архитектурное лицо, уникальность. Хотелось бы, Александр Николаевич, услышать ваше мнение на этот счет.


А.Петров: Что касается преемственности застройки и отношения к нашему историческому прошлому, Минск в этом плане на просторах СНГ занимает одно из первых мест. Если посмотреть на многие другие города, то период перестройки нанес их архитектурному облику серьезный удар. Минск же вышел из этого периода достойно. Да, были какие–то попытки нарушить его лицо. Даже ошибки. Возможно, большинство из них случайные. Не системные. Они подвигли нас к тому, что мы в тесном взаимодействии с Министерством культуры и другими органами стали более жестко подходить к установлению дополнительных регламентов по защите нашего наследия. Вот и сейчас Николай Александрович дал поручение в течение полугода разработать регламенты по охране и параметрам застройки прилегающих к проспекту Независимости территорий. Мы над этим сегодня работаем.


Н.Ладутько: За 3 года в Минске должно быть материализовано столько, сколько не делалось даже в 70 — 80 годы прошлого века. Вот у нас сегодня в городе строится 20 подземных переходов. Я спросил как–то у директора Горремавтодора, который много лет работает в этой системе, сколько строилось таких переходов в год в самые лучшие времена Советского Союза. Максимум 7 — 8! А мы, готовя столицу к чемпионату мира по хоккею 2014 года, размахнулись, надо сказать, очень серьезно и получим действительно обновленный привлекательный город. Но есть зримые для всех достижения: строится метро, реконструируются дороги, создаются транспортные развязки. А вот создание инженерно–транспортной инфраструктуры для привлечения к нам производственного бизнеса — это уже совершенно иное. И нам нужно будет вкладывать в решение этой задачи серьезные деньги. К тому же, считаю, при формировании государственных программ необходимо предусмотреть, чтобы инфраструктура — дороги, коммуникации, связь, коммунальное хозяйство — строилась за счет государства.


В.Карягин: А почему бы сюда не подключить бизнес? Сейчас мы готовим вместе с Правительством проект такого закона. Безусловно, инфраструктурная сфера достаточно долго себя окупает. Но будет создан механизм на уровне страны, который позволит привлекать средства на основаниях, выгодных для иностранного инвестора.


А.Петров: Надо отметить, что застройка города у нас начиная с 1944 года идет фактически в русле одной концепции. То есть все новые генеральные планы — это продолжение ранее разработанных. За это время не было ни одной попытки что–то радикально изменить. В отличие от других столиц стран СНГ, в частности Москвы, мы лишены проблемы уличных пробок. У нас, скажем так, задержки движения. Несмотря на то, что количество автомобилей в Минске за последние годы выросло в несколько раз. И сегодня мы планомерно работаем над дальнейшим развитием транспортной инфраструктуры. Запланировано строительство ряда развязок, чтобы снять нагрузку на улицы центральной части города. Сегодня 70 процентов автомобилей в центре — это машины, идущие транзитом. Нам нужно пустить этот поток вокруг Минска. Поэтому активно ведем строительство первого кольца вокруг центра города.


В.Карягин: В Минске нет таких зданий, как, например, римский собор Святого Петра или Колизей. Поэтому город должен привлекать чем–то другим. Современными коммуникациями, торговыми центрами, массовыми культурными и спортивными сооружениями... Кстати, нам не хватает сегодня художественных галерей. Естественно, если мы хотим смотреть вперед на десятилетия, нам нужно предусмотреть возможность проведения в будущем, к примеру, всемирной торговой выставки. Вспомните, с чего начал бурно развиваться Брюссель. Именно с этого. Как и Китай. Значит, нам необходимо приобретать опыт.


Н.Ладутько: Считаю, установление деловых контактов с инвесторами поспособствует и развитию регионов. Например, мы видим очень большие перспективы в сельском хозяйстве. Также в наукоемких областях, нанотехнологиях, биотехнологиях. А ведь база для такого сотрудничества у нас есть. Наша Академия наук, ее институты с большими лабораториями, учеными. У нас ведь опыт накоплен еще во времена Советского Союза и сохранен по многим важнейшим направлениям исследований и производства.


А.Петров: Минск считаю главным перекрестком Европы. С севера на юг, с запада на восток. И это уникальное географическое положение мы должны использовать максимально. Чем больше деловых людей, различных специалистов, обычных людей будут знать о нас, тем больше к нам приедет туристов. А вот серьезные инвестиционные объекты вроде деловых центров, гостиниц, стадионов, торговых комплексов как раз и послужат дополнительным притягивающим моментом.


Н.Ладутько: Вот, скажем, в каждой развитой стране есть свой национальный стадион. Как, собственно, и у нас. Мало того, что это уникальный объект, так он еще находится в центре города. Ни сборная страны по футболу, ни клубы, выступающие в Лиге чемпионов, в Лиге Европы, не могут без него обойтись. Стоял вопрос: строить ли в другом месте новый стадион современного уровня? Президент принял решение реконструировать старый и определил концепцию реконструкции. Мингорисполком объявил международный конкурс инвесторов. В итоге им стала одна из венгерских компаний. Недавно был официально подписан договор генерального подряда двумя сторонами. После реконструкции он вместит в себя 40 тысяч человек, а 80 процентов мест будет находиться под козырьком. Следующей нашей задачей будет получение права на проведение финала Лиги Европы в Минске.


«СБ»: Но ведь был у нас литовский инвестор, который собирался строить стадион, целый комплекс. Что–то у него не заладилось. В чем причина?


Н.Ладутько: Бизнес всегда сопряжен с рисками. В жизни не всегда бывает так, что приняли постановление, пришла компания и реализует все и сразу. Тогда мы и договор подписали, но, как вы знаете, наступил мировой финансовый кризис. Возможно, у компании возникли проблемы и в других странах. Отмечу, что мы перед ней поставили достаточно жесткие условия. Сначала строить стадион, а потом компенсировать затраты за счет строительства жилья. Но не наоборот, как сначала хотели они.


«СБ»: Другой проект — Минск–Сити.


Н.Ладутько: Нечто подобное произошло и здесь. Кризис. Снижение цен на недвижимость в Беларуси стало препятствовать реализации проекта. Хотя, надо признать, он был очень крупным по вложениям. И рассчитан на 15 — 17 лет. Но спрогнозировать все риски, которые могут возникнуть за это время, просто невозможно. Сегодня мы с одной из российских компаний формируем условия проведения международного конкурса на застройку этой территории. Будем смотреть, что нам предлагают. Выберем наиболее приемлемый вариант. А параллельно будем шлифовать систему наших экономических взаимоотношений. Принципиально никто не отказывается от реализации этого проекта. Правильно было сказано: почему не мечтать о том, что будет через 20 лет? Например, что в будущем Минск станет региональным банковским центром? Об этом нужно заявлять уже сегодня. И шаг за шагом постепенно, поэтапно идти вперед. Это годы кропотливой работы. Сегодня в Минске работает 31 банк. А мы говорим: в Минске должно быть 130 банков... Чем больше их у нас будет, тем дешевле будут деньги. Они пойдут работать и в нашу экономику.


«СБ»: Взгляд в будущее на 15 — 20 лет вперед — наверное, лучшая финальная точка для нашего разговора. Ведь сегодня делается очень много для того, чтобы сделать жизнь и, в частности, жизнь нашего города лучше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter