В стекле и бетоне

Рынку коммерческой недвижимости предрекают серьезный рост

В этом году на рынке коммерческой недвижимости прогнозируется серьезный рост

Вслед за торговыми объектами, площади которых должны прирасти на 250 тысяч кв. м, подтянется офисная и складская недвижимость. При этом эксперты утверждают: рынок ждет не только количественный, но и качественный рост. Видимо, белорусы смогут оценить совершенно новый уровень сервиса в торговле, не исключается приход крупных зарубежных брендов в отечественный ритейл. Грядут изменения и в гостиничном бизнесе: в преддверии чемпионата мира по хоккею заявлено немало крупных проектов. О том, как изменятся спрос, предложение и ставки на рынке коммерческой недвижимости, рассказали аналитики компании «Colliers International».

Бегом на работу

Объекты офисной недвижимости, которые так и не были введены в строй в прошлом году, плавно «перетекают» на этот год. Если в 2012-м рынок прирос на 32 тыс. кв. м, то в очереди на 2013-й — 27 бизнес-центров и многофункциональных комплексов площадью 250 тыс. кв. м. «Но мы не можем гарантировать ввод этих площадей, поскольку вероятен перенос сроков в связи с тем, что у нас по-прежнему популярны долевые схемы финансирования», — пояснил директор, партнер «Colliers International» в Беларуси Андрей Алешкин. Что касается ставок в сегментах А, В1 и В2, то в прошлом году они были достаточно стабильными. Исключение — рост ставок в классе А в первом полугодии, когда был введен новый бизнес-центр. Некоторое увеличение по этим трем сегментам может произойти и в этом году в связи с ограниченностью предложения. Что касается класса С (это менее современные объекты госимущества), то небольшие арендаторы останутся ему верны хотя бы потому, что новые бизнес-центры не могут предложить необходимые им маленькие помещения. Однако повышение арендных ставок с апреля этого года в классе С сразу на 60 % может повлиять на рынок. Как объясняет Андрей Алешкин, те компании, которые занимают достаточно большие площади, могут задуматься о смене помещений на более современные, поскольку стоимость их после повышения базовой арендной ставки в госсегменте ненамного выше.

Где же бренды?

Розничный рынок в прошлом году оставался стабильным, а его объем в пересчете на евро оказался самым большим за последние годы, превысив € 19 млрд. Кроме того, указом Президента был отменен административный контроль за формированием ставок арендной платы в объектах частной торговой недвижимости. Было введено более 50 тыс. кв. м торговых площадей. На этот год запланировано 250 тыс. кв. м, причем половина из них — крупноформатные объекты. «Ожидается большой прирост, и это позитивная тенденция, — заметил Андрей Алешкин. — Это возможность не брать шенгенские визы, а тратить свои деньги здесь, оставляя налоги, которые пойдут на благо развития Минска и социальной инфраструктуры». По оценкам аналитика, будут открываться объекты, которые изменят подходы, наш менталитет, культуру приобретения товаров. Очень важно, что сейчас белорусскому рынку есть что предложить крупным международным fashion-ритейлерам, причем известные западные бренды увеличивают свои запросы по объему необходимых площадей. Кстати, позитивные изменения ожидают не только минчан, но и жителей областных центров: сетевые операторы наращивают свою активность за пределами столицы.

Товар в режиме ожидания

Безусловно, рост в торговле подталкивает к развитию и складские объекты. Сегодня в этом сегменте — огромный отложенный спрос. «Но мы приросли, и, действительно, появились склады класса А, — отмечает консультант. — Международные компании признают, что рынок подрос, и они готовы платить по существующим ставкам, потому что ранее стоимость помещений была высокая, а предложения не было». На 2013 год заявлен ввод 240 тыс. кв. м складских помещений, причем многие объекты близки к завершению. Если будет реализована хотя бы половина от заявленного, это уже серьезно подправит наше положение дел в складском сегменте, говорят в «Colliers International». Причем многие компании переориентируются с обычных складских помещений на логистические центры: им нужны не просто места для хранения товаров, а услуги. Одна из позитивных тенденций: рост спроса на услуги таможенных складов и терминалов в рамках Таможенного союза, в том числе со стороны нерезидентов.

«Кровать и завтрак»

Рынок гостиничных услуг и недвижимости в последнее время развивается в тесной увязке с подготовкой Минска к приезду хоккейных команд и болельщиков. Столичные гостиницы, включая пригородный отель «Робинсон Клуб» и апарт-отель «Комфорт», могут разместить одновременно около 4400 постояльцев, подсчитали в «Colliers International». Появились в Минске хостелы: в 2012 году к существовавшим ранее двум объектам добавились еще 4. О намерении открыть гостиницы в Беларуси объявили сразу несколько международных сетей, и это позитивный момент: есть определенная категория бизнесменов, которые не поедут в страну, если в ней нет отеля их любимой сети, например «Hilton». «Если не все, то хотя бы с десяток сетевых гостиниц должно появиться, — комментирует Андрей Алешкин. — Главное, чтобы после чемпионата мира рынок развивался дальше, происходила корректировка стоимости номера, которая сейчас даже сравнима с Москвой». Причина понятна — отсутствие предложения. И если отелей категории 4 и 5 звезд с учетом построенных к чемпионату мира, видимо, будет достаточно, то с менее «звездными» объектами ситуация останется критической.

Сегодня, по оценкам аналитиков, в различной стадии реализации и строительной готовности в Минске находятся 34 проекта. Из них реально могут быть реализованы к старту мирового первенства в 2014 году около 12—15 объектов, большинство из них — под управлением международных сетей. Ряд проектов по возведению отелей, анонсированных в прошлом году, до сих пор находятся на уровне деклараций о намерениях и не имеют выраженных концептуальных очертаний.

В прошлом году число постояльцев в отелях Беларуси и Минска выросло примерно на 3,5 % к уровню предыдущего года, оценили динамику в «Colliers International». Загрузка номерного фонда по результатам года оставалась достаточно высокой: по Минску — 68 %, в целом по стране — 43 %. Ожидается, что белорусские отели продолжат интегрироваться в международные системы бронирования. Есть предпосылки к тому, что крупные международные операторы будут проявлять интерес к реализации проектов не только в столице, но и в региональных городах Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter