На чемпионате мира по легкой атлетике скандал за скандалом

В споре рождаются демоны

Теперь все будет иначе. Так в кулуарах чемпионата мира по легкой атлетике считают очень многие, и, похоже, они недалеки от истины. Кто-то вовсе говорит, что организаторы первенства планеты в Катаре открыли ящик Пандоры...

Еще немного — и Омар Маклеод собъет Орландо Ортегу.

Осколки молота

Накануне в Дохе прошло сразу два награждения, каждое из которых вызвало немалое оживление на трибунах. По две медали того или иного достоинства в легкой атлетике вручали и раньше. Но никогда вот так. Первый звоночек прозвенел в финале метания молота у мужчин. Поляк Войцех Новицки сильно расстроился, что не попал на пьедестал, но, придя в себя, предоставил видео, доказывающее, что занявший третье место молодой метатель из Венгрии Бенси Халаш во время выполнения попытки коснулся бетона за пределами круга. В момент касания (если оно было) у Новицки оставалось еще пять попыток (поляк заявил, что нарушение венгра нанесло ему моральную травму!), эпизод к тому моменту уже был давно «заигран». Самым разумным для арбитров было пожелать поляку удачи в следующий раз (Халашу Новицки уступил почти полметра), но те решили не скупиться на подарки — бронзы в Катаре на каждого хватит. Специалисты из других стран, правда, заметили, что если уж следовать букве закона, то «неправильную» попытку Халаша нужно отменять, и в этом случае у него останется лишь один зачетный результат, который должен отбросить венгра на последнее место. Но в эти дебри в IAAF решили не лезть и просто вручили еще одну медаль возмутившемуся поляку.

Люди и барьеры

Впрочем, это были цветочки. Самым скандальным стал финал в барьерном спринте у мужчин. Во-первых, количество участников в нем выросло до девяти, из-за того что в полуфинальном забеге ямайский спринтер Омар Маклеод наступил на дорожку, по которой бежал Шейн Бретуэйт из Барбадоса, чем создал помеху сопернику, но после протеста со стороны команды Барбадоса Бретуэйту разрешили участвовать в забеге следующей стадии, а это финал. Маклеод стал главным демоном и в решающем забеге. Ямаец сбил барьер, кубарем покатился по дорожке, едва не утянув с собой испанца Орландо Ортегу, который сбился с темпа. Но самое интересное было дальше. Награждение сперва отложили, а потом на пьедестал за бронзой взошли и ставший третьим француз Паскаль Мартино-Лагард, и ставший пятым Ортега. 

 
Прежде в легкой атлетике на одной ступеньке пьедестала оказывались спортсмены, показавшие одинаковые результаты. Но в Дохе было сразу два пьедестала, на которые атлеты поднялись после разбирательств в кулуарах. Прецедент?

Что будет теперь, сказать сложно. Белорусы, к слову, также теперь могут возмутиться, что, если бы не Халаш, Глеб Дударев разместился бы на строчку выше. На длинных и средних дистанциях участники и вовсе едва не тумаки друг другу отвешивают, и таких «если бы» в каждом забеге можно найти много. А это, помимо морального удовлетворения, еще и призовые. Неудивительно, что принятые судьями решения вызвали настоящую бурю.

В спорте нет места сослагательному наклонению. Или есть?

Председатель Белорусской федерации легкой атлетики Вадим Девятовский соглашается: ситуация возникла взрывоопасная:

— Среди представителей команд и федераций сейчас ведется очень бурное обсуждение случившегося. Допустим, если правы поляки и Халаш вышел из круга, то попытку нужно отменять. Почему тогда вручена медаль? Но ведь и это еще нужно доказать, а соревнования давно закончились. В случае с Ортегой вопросов еще больше, и теперь, уверен, к этому прецеденту будут апеллировать многие. 

Вторит Девятовскому и судья международной категории россиянка Елена Орлова

— В спорте нет сослагательного наклонения. Никто не знает, каким Ортега стал бы, если бы ему не помешали. Его могли обогнать. А может быть, он вообще выиграл бы. Почему именно бронза? Понятно, что организаторы постарались найти решение, которое может устроить обе стороны. Но ведь Мартино-Лагард реально выгрыз свою медаль. А испанца наградили на всякий случай. 

Старший тренер сборной Беларуси по спринту, в прошлом сама выступавшая в барьерном беге на 100 метров Евгения Володько, замечает, что случившаяся ситуация не нова для легкой атлетики. Сейчас, конечно, случай вопиющий, но была ведь Олимпиада в Рио. Во время отборочных забегов американка Эллисон Феликс не сумела передать палочку Инглиш Гарднер, а после заявила, что в момент передачи бразильская легкоатлетка бежала очень близко к краю дорожки и задела ее рукой. Бразильянок дома решили не дисквалифицировать, но американкам разрешили перебежать забег. В одиночестве. И они сумели показать нужный результат, а после выиграли золото. Осадок, по словам Володько, неприятный.

— Ортегу по-человечески очень жаль. Но есть спортивный принцип. Получается, что теперь после каждого забега можно подавать протест. В спорте на результат должны влиять только талант спортсмена, его работа и работа тренера. Момент удачи и везения присутствовал всегда, а сейчас получается каша.

Официальных комментариев от IAAF пока не поступало. Но можно предположить, что рано или поздно объясняться Себастьяну Коу придется. Ведь уже сейчас все чаще можно слышать замечания, что случившееся в финалах метателей и барьеристов — еще одно доказательство того, что при общем равенстве в современном спорте некоторые все-таки оказываются равнее.

СКАЗАНО

Сергей Шубенков:

— Я безмерно счастлив за Орландо, учитывая, с каким лицом он ходил вчера. Но вся ситуация — очень опасный прецедент с далеко идущими последствиями. Это открывает для всех такое окно возможностей, что теперь будет весело. На мой взгляд, нельзя было так делать.

Омар Маклеод:

— Уже после первого барьера я почувствовал, что могу упасть. Сбился с ритма. Но такое бывает, когда рискуешь, а я хочу рисковать, потому что иначе не одержишь победу. Мне жаль, что я помешал Ортеге, понимаю, что он мог взять медаль. Но это жизнь, чуваки. На чемпионате мира ты должен выжимать из себя максимум. 

СДЕЛАНО

Ямаец Маклеод давно имеет недобрую славу среди коллег. Он частенько во время забегов нарушает правила, залезая на беговые дорожки соперников, и порой просто мешает им. 

И тому же россиянину Шубенкову ямаец испортил текущий сезон. В июне на этапе «Бриллиантовой лиги» в Марокко Маклеод сбил Сергея на самом финише. Россиянин все равно стал победителем, финишировав буквально в полете, но из-за полученных повреждений на месяц выбыл из строя. Потом он долго набирал форму и в итоге, как мы уже знаем, на чемпионате мира стал вторым.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter