В списках не значится

В брестском ЗАГСе отказываются выдать метрику малышки Светиславы. Почему?
В брестском ЗАГСе отказываются выдать метрику малышки Светиславы. Почему?

Еще задолго до родов брестчанка Валентина Лукьянчук и ее муж Петр приняли твердое решение: их ребенок появится на свет... дома. Вот только вряд ли супруги догадывались, что, кроме послеродовых осложнений, могут быть и другие неприятности — с законом. Прошло почти три месяца, а малышке Светиславе так и не выдали свидетельство о рождении. В ЗАГСе потребовали доказательства того, что Петр и Валентина — ее биологические родители.

— Первые роды у меня были трудные, пришлось делать кесарево сечение. На врачей пенять не хочу, считаю, в том больше моей вины: я не была готова. Вторую беременность ни на кого взваливать не собиралась. Я превратилась в большое ухо, ловила информацию о том, как и что нужно делать. Мы читали специальную литературу, советовались с друзьями, специалистами, в общем, серьезно готовились рожать дома, — вспоминает Валентина.

Роды произошли чуть раньше запланированного срока. 13 декабря 2005 года Лукьянчуки с друзьями ехали из Минска, и вдруг Валентина почувствовала: отходят воды. Хорошо, что успели доехать домой и подняться в квартиру на третий этаж. Роды Петр принимал в импровизированном родзале — отремонтированной и заранее подготовленной к такому случаю ванной комнате. Малышку, появившуюся на свет через 15 минут, сразу приложили к маминой груди. А еще через некоторое время Валентина с девочкой вышла попить чая на кухню, где их ждали друзья. Они теперь — главные свидетели счастливого рождения голубоглазого плаксивого человечка.

— Я чувствовала себя невероятно — солнцем, можно сказать. Ни тебе больничной палаты, ни чужих людей в белых халатах и не болит ничего, — с блеском в глазах вспоминает тот декабрьский день молодая мама.

Знакомого врача в дом пригласили через несколько часов. Он осмотрел роженицу, ребенка и обрадовал: состояние обеих удовлетворительное. Через три дня педиатр дала малышке заключение: здорова. Еще через три дня Валентина показалась гинекологу... В общем, 22 января, отправляясь в ЗАГС за свидетельством о рождении, Петр и не подозревал, что появятся проблемы — там у него потребовали справку из роддома!

— Без этой справки, сказали, зарегистрировать не могут, — вспоминает Петр Лукьянчук. — Пояснили, что нам придется через суд устанавливать факт рождения дочери.

Суд Ленинского района пришел к выводу, что «для разрешения данного гражданского дела по существу необходимы специальные познания в области медицины». И назначил генотипоскопическую экспертизу. Делают ее только в Минске, в Государственной службе медицинских судебных экспертиз, и ехать туда нужно всей семьей, причем с паспортами и... свидетельством о рождении, ради которого вся кутерьма и закрутилась. Экспертиза стоит больше 300 тысяч рублей, добавьте сюда расходы на поездку — получится приличная сумма, для которой молодая семья наверняка нашла бы другое применение.

— Почему мы должны доказывать, что это наш ребенок? Если мы его украли, то куда своего девали? Я ведь состояла на учете по беременности, — недоумевает Валентина.

Но, увы... Закон есть закон, и в ЗАГСе нарушать его не намерены. Лукьянчуки побывали на приеме у председателей районного и областного судов, проконсультировались у юристов. Результатом стало написание частной жалобы по поводу вынесенного судом Ленинского района определения о назначении экспертизы и надежда, что областной суд войдет в их положение.

А Светислава между тем растет крепкой и здоровой девочкой. Ее мама убеждена, что нет ничего прекраснее, чем роды в заполненной водой домашней ванне в присутствии мужа...

Компетентное мнение

Альбина ЧЕРЕНКЕВИЧ, главный врач Брестского областного родильного дома:

— Ничего подобного в своей практике я не припомню. Лет семь назад последователи системы Иванова рожали на дому, но накануне отец подходил к нам за консультацией. Отговорить мы их не смогли, но посоветовали обязательно вызвать «скорую» после родов, чтобы врач осмотрел мать, ребенка, а мы смогли выдать справку, необходимую для регистрации малыша. Ничего не поделаешь, если роды быстрые, стремительные, и женщине деваться некуда. Такие случаи у нас бывают ежегодно. К сожалению, рожают дома и женщины, желающие избавиться от новорожденного. Но к осознанным родам на дому я отношусь крайне отрицательно. Все может закончиться опасным кровотечением и даже гибелью матери.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter